ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Грани профессии. Очерк о психологии спорта.

Рубрика «Грани профессии»

Очерк о психологии спорта

Зимние Олимпийские игры 2014 года — международное спортивное мероприятие, проходившее в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля — безусловно, стало самым обсуждаемым и масштабным событием мирового уровня не только на время его проведения, но и очередным исторически важным и грандиозным периодом международного единения. 22 Олимпийские игры уже стали достойнейшей страницей истории современной России.

Под впечатлением этого замечательного праздника спорта и мира, к которому патриотично было приковано внимание россиян и которое с профессиональной точки зрения, то и дело, порождало много мыслей-рассуждений-вопросов, связанных в такие периоды жизни общества с психологией людей, а именно: психологические составляющие побед и поражений; преодоление внутреннего напряжения, волнения, болезненных ощущений; дух соперничества; мотивация на спортивный успех; максимальная моральная и физическая концентрация; физические перегрузки и многое другое, я и решила перелистать страницы психологии спорта.

Сегодня спорт занимает особое место в нашей стремительной и насыщенной жизни. Спорт не только обеспечивает физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. Многие поколения греческих врачей и философов в своих трудах подчеркивали большое значение физической активности для преодоления болезненных состояний и продления жизни. Еще Аристотель говорил: «Жизнь требует движения», «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие». Авиценна в своем труде «Канон врачебной науки» писал, что, если заниматься физическими упражнениями и соблюдать нормальный гигиенический режим, не будет нужды в употреблении лекарств…

Несмотря на огромную социальную значимость спорта, нельзя не заметить, что побудительная основа занятий спорта высших достижений находится в области эгоцентризма. Мощное желание реализовать свою эгоцентрическую природу находит в спорте благоприятнейшую основу. И спорт, как правило, покоряется людям с выраженным стремлением к самоутверждению, к славе, к превосходству. На этом пути они зачастую демонстрируют беспримерные подвиги, преодоление собственных слабостей, утомления, боли, опасности, побочных преград и т.д. По-моему, уместно сравнение спорта высших достижений со своего рода культом: у спортсменов свои правила, ритуалы, одежды, символы, гимны; они отрекаются во имя своей цели — пьедестала почета — символа выделения собственного «Я» — от многочисленных радостей простого обывателя…

Совершенно очевидно, что специфика спорта заключается в неустанном развитии сенсомоторики, в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в обилии стрессовых ситуаций, наконец, в зрелищности.

Сегодня существует огромное количество видов спорта, но все они объединены такими требованиями к участникам этого вида деятельности, как систематические тренировки и участие в спортивных соревнованиях. С одной стороны, разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой, — без досконального внимания к личности спортсмена как субъекта этого вида деятельности.

Итак, спортивная психология — одно из направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека, таких, например, как психология труда, психология игры, педагогическая психология.

В чем же отличие спортивной деятельности от всех других видов деятельности человека? Специфика спорта — в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Именно благодаря такой мотивации спорт стал великолепной естественной платформой для демонстрации человеческих возможностей. Вечный «фундамент» этой мотивации — постоянное сопоставление своих результатов с достижениями других спортсменов, включенность спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное постижение сути человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей, самореализации, самоутверждения.

Можно сказать, что в «системе координат» других отраслей психологии, спортивная психология занимает серединное положение в ряду естественных, философских и социальных научных дисциплин. С точки зрения естественно-научного направления, происходит взаимное развитие, обогащение, взаимоподтверждение (опровержение) основных понятий, величин, тезисов и т.д. спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, физикой, математикой. С философией спортивную психологию сближают общенаучные методологические исследования, например, системный подход, историзм; со специально-научными — деятельностный, личностный, комплексный подходы. В социальном направлении спортивная психология тесно связана с педагогикой, так как большое внимание уделяется обучению и воспитанию спортсменов и тренеров. Связь с социологией подтверждает социальная психология спорта, с культурологией — педагогические, социологические и психофизиологические аспекты спорта.

Но более всего спортивная психология, как одна из наук о спорте, связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), биомеханикой спорта, спортивной медициной, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.

В спортивной психологии используется большое количество вспомогательных методов из разных областей научных знаний: достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Достижения же самой спортивной психологии находят применение в создании различного оборудования, техники самых разных сфер применения, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, являются неотъемлемой составной частью многочисленных «продуктов» СМИ.

Возникновение и формирование психологии спорта как научной дисциплины тесно связано с возрождением идеи олимпийского движения нового времени, которую претворяла в жизнь группа французских либерал-республиканцев во главе с бароном Пьером де Кубертеном. В 1880 г. он учредил Национальную лигу физического воспитания и возглавил ее. По инициативе Кубертена в 1887 г. был создан Комитет по пропаганде физического воспитания. В 1894 г. в Сорбонском университете состоялся учредительный конгресс, на котором были представлены ряд европейских стран, Япония, США. Делегаты приняли решение создать Международный олимпийский комитет, а с 1896 г. «в интересах поддержания и развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов в этой области раз в четыре года проводить по образцу эллинских олимпиад большие игры, на которые будут приглашаться все цивилизованные народы».

Право проведения первой в истории нового времени олимпиады получили Афины, унаследовавшие традиции физической культуры древних эллинов. В I Олимпийских играх приняли участие 285 спортсменов из 13 стран, которые оспаривали первенство в 42 видах программы по 9 видам спорта. Самым выдающимся событием Первой Олимпиады был марафонский бег. Зимние виды спорта появились в 1908 г. в программе летней Олимпиады. Первые же зимние Олимпийские игры были проведены в 1924 г. в Шамони. В играх приняли участие 293 спортсмена по 5 видам спорта.

В 1906 г. на конгрессе МОК в Париже уже обсуждались вопросы издания спортивной литературы. А на следующем конгрессе 1913 года в швейцарском городе Лозанне, на повестке дня стояли вопросы спортивной психологии. Тогда же впервые был применен термин психология спорта. Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили определенным стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 г. их разработка довольно активно велась в Германии и США.

Период активного развития психологии спорта наступил уже после Второй мировой войны. Предпосылками этому послужили бурный рост спортивных достижений во всем мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на олимпийских играх и мировых соревнованиях в различных видах спорта.

В 1965 году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта, на котором было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Это доказало и подтвердило международное признание психологии спорта.

Вскоре состоялись еще три конгресса, посвященные формированию и развитию психологии спорта: в 1968 году — в Вашингтоне, в 1973 — в Мадриде и в 1977 — в Праге. С 1970 года издается официальный орган ИССП — «Международный журнал психологии спорта».

Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 году возникло Североамериканские общество психологии спорта, в 1969 — Европейская ассоциация психологии спорта. В последующие годы стали создаваться национальные общества спортивной психологии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах.

Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных психологических конгрессов, Олимпийского научного конгресса 1972 года в Мюнхене, Всемирного конгресса «Спорт в современном обществе», состоявшегося в 1974 году в Москве.

В настоящее время научная разработка психологии спорта успешно продолжается в большинстве стран мира.

Временем рождения психологии физического воспитания и спорта в отечественной истории принято считать даты выхода в свет первых научных работ по данной теме. Это были исследования, выполненные профессором П.А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК «Влияние мускульной работы на процесс реакции», «Исследование реакции в применении к основным вопросам физической культуры» и Т.Р. Никитиным — «Значение внушения и подражания в деле физического воспитания» в 1925-1926 годах.

В 1927 году в Москве была издана (в 1930 — переиздана) монография профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры». В эти же годы были опубликованы работы А.Ц. Пуни, посвященные изучению влияния соревнований по настольному теннису, лыжных гонок и др. на психическую сферу спортсменов; труды профессора Украинского психоневрологического института З.И. Чучмарева о влиянии школьных уроков физической культуры на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. С 1930 года началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Этот этап зарождения спортивной психологии можно охарактеризовать стремлением к реализации методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. Доказательства этому — вышеуказанные труды по спортивной психологии, в которых четко прослеживается стремление рассматривать особенности спортивной деятельности человека с позиции достижений общей психологии. При этом основной акцент был сделан на описание сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Немного позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка, начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: Московская под руководством П.А. Рудика и Санкт-Петербургская (Ленинградская) — А.Ц.Пуни.

В середине тридцатых годов изучение вопросов психологии спорта было включено в курс психологии, читавшийся студентам. Были разработаны первые программы специального курса «Психология спорта».

Во время Великой Отечественной войны психологи спорта занимались разработкой научно-обоснованных путей восстановления функций центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также восстановлением высших психических функций.

В послевоенные годы психология физического воспитания и спорта развивалась очень интенсивно. В этот период значительно расширился спектр научных исследований этого профиля. Много внимания уделялось изучению психологии личности спортсмена и тренера, психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте, психологических аспектов спортивного соревнования, психологических вопросов подготовки спортсменов к соревнованиям, проблем регуляции и саморегуляции на разных этапах спортивной деятельности спортсменов, социально-психологических моментов и возрастных особенностей физического воспитания и спорта.

В 1952 году в Институте психологии АПН РСФСР А.Ц. Пуни защитил первую в истории психологии докторскую диссертацию на тему «Психология спорта». Позже появились монографии по психологии спорта О.А. Черниковой, А.Ц. Пуни, В.Г. Норакидзе, С.Ч. Геллерштейна, Г.М. Гагаевой, А.В. Родионова, Н.А. Худадова, А.А. Лалаяна и др. В большом количестве стали издаваться сборники трудов по психологии спорта. В 1958 году вышел первый учебник по психологии для институтов физической культуры, написанный П.А. Рудиком, где специальный раздел учебника был посвящен психологии спорта.

Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки стала входить в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем — и Всесоюзных съездов общества психологов СССР. Традиционными стали специальные Всесоюзные совещания и конференции по психологии спорта (первое, по инициативе кафедры психологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, было организовано в 1956 году в Ленинграде).

Послевоенное развитие психологии физического воспитания и спорта характеризуется большим сближением ее с практикой, организационным укреплением психологии физического воспитания и спорта. В 1948 году была создана комиссия по психологии спорта при научно-методическом совете Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Это, фактически, была структура, объединяющая советских психологов спорта, которые всегда принимали активное участие в работе Общества психологов СССР. В мае 1987 года впервые в СССР создана Федерация спортивной психологии.

Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов (и спортивных команд) спортивного мастерства и всех качеств, необходимых для участия в соревнованиях, разработка психологически обоснованных методов тренировок и подготовки к соревнованиям.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих конкретных задач:

К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности. Эта работа включает в себя: психодиагностику, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическую подготовку, ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Психодиагностика в спорте — это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности. Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.

Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации адресуются тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, членам семей, то есть всем тем, кто окружает спортсмена и может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, конкретному тренировочному занятию (циклу занятий), соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.

Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В свою очередь, в психологической подготовке спортсмена различают четыре ее вида:

Но при этом обязательно учитывается область физического воспитания и спорта, так как современное спортивное воспитание носит многоцелевой характер. Это может быть физическое воспитание, массовый спорт, спорт высших достижений или восстановительная и рекреационная физкультура.

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.

Само по себе понятие «психологическое обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин.

По мнению профессора Г.Д. Горбунова, выдающегося отечественного специалиста в области психопедагогики физического воспитания и спорта, психолог в спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но и педагогом-психологом. Современные понятия о профессионализме психолога требуют от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изучения человека, но и умения тактично и своевременно выдавать и спортсмену, и тренеру эффективно воздействующую, полезную информацию. Для этого психолог-практик обязан одинаково виртуозно и качественно владеть методами исследования и воздействия. Спортивный психолог должен, длительно находясь на учебно-тренировочных сборах, уметь сживаться со спортсменами, организовывать коллектив. Необходимо воспитывать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, снимать последствия монотонии, проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. Он должен обучать спортсменов приемам саморегуляции, секундировать в соревнованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива, уметь предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации.

Практическая психология спорта, с точки зрения Г.Д. Горбунова, вполне может быть названа спортивно-педагогической психологией или спортивно-психологической педагогикой, но лучше всего для восприятия и точнее по сути — психопедагогикой спорта. В ее основе лежит психология изучения и воздействия, а главная ее задача — психологическое обеспечение подготовки спортсменов.

Успехи отечественной спортивной психопедагогики связаны с исследованиями А.Б. Алексеева, Н.К. Волкова, Б.А. Вяткина, Г.М. Гагаевой, Л.Д. Гиссена, А.Д.Тонюшкина, Г.Д. Горбунова, О.В. Дашкевича, Т.Т. Джамгарова, П.А. Жорова, Е.А. Калинина, Ю.Я. Киселена, Ю.А. Коломейцева, А.А. Лалаяна, В.Е. Медведева, И.М.Палея, Е.В. Плахтиенко, А.Ц. Пуни, А.В.Родионова, П.А. Рудика, О.А.Сиротина, Ю.А. Ханина, Н.А. Худадова, О.А.Черниковой, Б.И. Якубчика. Специалистам в нашей стране хорошо известны работы зарубежных психологов спорта: М. Ванека, Э. Василевски, Ф. Генова, Е.Геновой, Е. Гошака, П. Куната, Б.Д. Кретти, Р. Мартенса, К. Мацака, З. Мюллера, Б.Навроцкой, Л.Надори, Р.Найдифера, Б.Първанова, Г.Ридеоа, П.Рокушфалви, Ж.Риу, Р.Сингера, Г.Шиллинг, М.Эпуран.

В настоящее время психология спорта ("спортивная психология" по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) является сформировавшимся и признанным направлением отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта — член Международной ассоциации спортивной психологии.

Видение спортивным психологом стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предполагают прохождение ряда этапов, каждый из которых означает взятие очередного рубежа компетентности.

Рост спортивных результатов и их престижность, увеличение конкуренции, ответственность спортсмена за свой спортивный результат увеличивают психическое напряжение спортсмена во время соревнований. Уровень психической напряженности спортсмена при этом определяется балансом процессов возбуждения и торможения. По степени преимущественного проявления этих процессов можно различать четыре состояния соревновательной готовности спортсмена:

  1. недостаточное возбуждение (вялость, невозможность сконцентрироваться, безразличие, низкий уровень притязаний);
  2. оптимальное возбуждение (готовность и желание состязаться, уверенность в себе);
  3. перевозбуждение (чрезмерная активность, потеря самообладания, вспыльчивость, упрямство, грубость, злость, возможны психоподобные реакции);
  4. торможение вследствие перевозбуждения (апатия, боязнь).

Регулирование психического состояния спортсменов при приближении основных стартов осуществляется не только средствами психического воздействия, но и распределением тренировочной нагрузки в дни, предшествующие соревнованиям. Спортсменам, склонным к излишнему эмоциональному возбуждению, в последние 8-10 дней перед ответственными соревнованиями не рекомендуется заниматься с предельными по величине нагрузками, избегать применения контрольных тестов. В тренировке спортсменов с пониженным эмоциональным возбуждением, наоборот, следует использовать интенсивные упражнения скоростно-силовой направленности, эмоционально насыщенные.

Уровень эмоционального напряжения спортсменов накладывает отпечаток и на характер разминки, предшествующей стартам. Спортсменам с повышенным эмоциональным напряжением рекомендуется строить разминку на материале работы невысокой интенсивности. Напротив, пониженное эмоциональное напряжение связано с необходимостью включения в разминку кратковременных упражнений максимальной интенсивности.

В процессе психической подготовки необходимо учить спортсменов анализировать свое состояние, правильно оценивать свои ощущения, сопоставлять их с функциональными возможностями двигательного аппарата. Недостаточная способность спортсменов оценивать нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, неуверенности часто является фактором, ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности. В такие моменты особенно важно умение волевой регуляции состояний.

Одним из важнейших факторов, влияющим на интенсивность предстартового возбуждения, является уровень притязаний спортсмена. Именно он определяет качество и степень возникающих реакций. Естественно, уровень притязаний должен быть адекватным имеющимся возможностям.

Протекание предстартовых состояний имеет индивидуальные особенности. У спортсменов возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Для первых порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше. То, что для лиц тормозного типа будет близко к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием.

Исследователи Б. А. Душков, Ф. П. Космолинский и А. К. Попов по поведению перед стартом выявили два типа людей: с высокой и пониженной степенью самоконтроля. У лиц, относящихся к первой выделенной категории, наблюдается стремление к уточнению инструкций и заданий, к проверке места деятельности и оборудования; у спортсменов с пониженной степенью самоконтроля — нервно-эмоциональное напряжение. Это состояние проявляется либо в психическом возбуждении, либо, наоборот, в депрессии и сопровождается вегетативными сбоями (тахикардия, гипергидроз и др.).

Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстартового волнения. Так, у юных спортсменов предстартовое повышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых. У опытных спортсменов наблюдается меньшая частота сердечных сокращений, чем у неопытных. Однако предстартовые сдвиги тремора, двигательного темпа и концентрации внимания выражены больше у опытных спортсменов. Такое различие проявлений свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в выборе показателей при оценке предстартовых изменений с учетом уровня подготовленности спортсменов. Также многочисленными исследованиями доказано, что предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образованием, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогностическому анализу. Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований. Следует отметить, что выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у новичков. Время возникновения предстартового возбуждения, в свою очередь, также зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в спорте, пола, развития интеллекта. Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности.

А. В. Алексеев, врач-психотерапевт, действительный член Московской психотерапевтической академии, заведующий кафедрой спортивной психотерапии, после длительных наблюдений за успешно выступающими спортсменами ввел понятие «оптимальное боевое состояние» (ОБС). Такое понятие, по его мнению, более точно описывает феномен активации спортсменов перед стартом с учетом их индивидуальных особенностей и физической подготовленности.

ОБС соотносится с понятиями «спортивная форма» и «пик спортивной формы», где спортивная форма — пирамида с довольно широким основанием, вершина которой называется пиком спортивной формы, а оптимальное боевое состояние — самая высшая точка на этом пике. Несмотря на то, что ОБС для каждого спортсмена строго индивидуально, в нем можно выделить три основных компонента, общих для всех: 1) физический (совокупность физических качеств организма, которые полностью зависят от качества физической и технический подготовки спортсмена, умение сознательно вызывать их у себя, когда требует ситуация); 2) эмоциональный (определенная сила волнения, в которой находится спортсмен, сила его переживаний); 3) мыслительный (умение осознавать и мысленно проигрывать программу движений и действий во время соревнований, вербализировать ее, четко формулировать).

Кроме этого, на мой взгляд, не менее интересно рассмотрение психологических особенностей спорта как вида деятельности с учетом существующих классификаций видов спорта, например, по аспектам противоборство-взаимодействие Т.Т.Джамгарова, по силе реакции и вероятности получения травмы, по типу соревнований (косвенный или непосредственный контакт с другим участником) Г.Бергер.

Как видим, с одной стороны, психология спорта — часть общей психологической науки, а с другой — это такой огромный и многогранный научный пласт со своими значительными особенностями, который развивается бесконечно, пропорционально развитию и совершенствованию, в первую очередь, физических возможностей человека. Глядя именно сквозь эту призму на завершившуюся Олимпиаду в Сочи, многие моменты соревнований, уже ставшие историей, вовсе не кажутся однозначными, логичными, закономерными. А все вышеприведенные каноны, теории и аспекты психологии спорта, пусть и отраженные в данной статье достаточно бегло и поверхностно, находят свои подтверждения при детальном рассмотрении каждого вида соревнования. И уже не вызывает сомнений тот факт, что спортсмены — это совершенно особая когорта людей, одержимых стремлением превозмочь себя, обстоятельства, соперников. И уже не вызывают недоумения, например, такие факты из жизни спортсменов — участников Олимпиады в Сочи: фигурист Майкл Мартинес из Филиппин, сражаясь за свою мечту, закладывает дом на родине, только для того, чтобы оказаться на Олимпийских играх; индийский саночник Шива Кешаван, многократный чемпион Азии по санному спорту, один из четырех спортсменов из Индии, квалифицировавшихся на Олимпиаду в Сочи, более десяти лет не имел собственных саней, ни разу не имел помощи от правительства, а получил материальную поддержку от жителей Индии, звезд Боливуда для воплощения в жизнь своей мечты — участвовать в Олимпийских играх, и мечты миллионов своих поклонников — представлять их страну на таком мероприятии… А какой восторг вызывает жизнелюбие российской бобслеистки в прошлом Ирины Скворцовой, которая на церемонии открытия Олимпийских игр занимала почетное место на трибуне рядом с российским президентом. Страшно вспоминать, но несчастный случай, произошедший несколько лет назад на соревнованиях в Германии, когда по вине судьи столкнулись два экипажа на бобслейной трассе, сделал девушку инвалидом на всю жизнь, несмотря на то, что иллюзия возвращения в спорт живет с ней до сих пор… А первый в истории Перу участник зимних Олимпиад Роберто Карселен, который во время тренировки упал и сломал ребро, но все-таки вышел на старт в олимпийских гонках. И разве важно, каким был временной, выраженный в цифровых категориях результат его участия? Иногда важнее знание именно ситуативного поведения спортсмена… Либо факта его биографии. Вопиюще некорректно звучали вопросы отдельных журналистов, адресованные французскому фигуристу Флорану Амодио, рожденному в Бразилии. Мол, как можно было, имея «южное» происхождение, выбрать несвойственный уроженцам Латинской Америки вид спорта. Любое интервью, да и в принципе общение с человеком, требует хотя бы минимальной подготовки. Было больно смотреть, когда перед решающим выступлением парень вынужден был вспоминать и рассказывать малоприятные и, похоже, не проработанные с психологом, факты своего детства на родине: как остался сиротой и т.д., но, к счастью, был усыновлен французской семьей. Такое не может не дестабилизировать спортсмена. И ограждение от подобного рода моментов — ни что иное, как одна из задач находящегося рядом психолога… Еще об одном молодом фигуристе — нашей самой юной олимпийской чемпионке Юлии Липницкой. Разве может неокрепшая детская психика вынести такой всесторонний ажиотаж, груз ответственности за страну и т.д.? А выбор музыки для выступления нашей «звездочки»? На мой взгляд, едва ли в пятнадцатилетнем возрасте можно годы тренировок, предшествующие Олимпиаде, бесследно для детского восприятия проживать под такое эмоционально сильное музыкальное сопровождение, как знаменитый саундтрек к оскароносному фильму «Список Шиндлера» или не менее наполненная трагизмом песня «Не отрекаются любя» ? Может быть, пора привлекать к этой части работы со спортсменами коллег-психологов — специалистов модальности «Музыкальная психотерапия»?.. Случайна ли победа наших выдающихся спортсменов Максима Транькова и Татьяны Волосожар? Безусловно, нет. У них за плечами — огромный опыт, причем во всех отношениях, всесторонний. Зная, например, что на последнем чемпионате Европы в Загребе, они выступали на следующий день после получения известия о смерти отца партнера и стали победителями, едва ли возникнет сомнение в невероятной внутренней силе, умении работать над собой, концентрироваться в нужное время в нужном месте и т.д…И это только сухая констатация фактов, за каждым из которых стоит целая психологическая история. А если учесть, что в Олимпиаде в Сочи приняли участие 2856 спортсменов, было разыграно 98 комплектов наград, можно представить, какое количество клубков психологических трудностей пришлось распутывать спортивным психологам из разных стран мира, работа которых всегда оставалась за кадром, но это ни в коей мере не умоляет ее огромное значение в жизни спортсменов, для которых любой исход в такой демонстрации высших спортивных достижений, должен быть невредимым для личности состязающихся. И принцип «главное — не победа, а участие» должен быть основополагающим для всех причастных к этому виду деятельности.

Вот такие получились штрихи к обратной стороне медалей. Конечно, у каждого из вас, и как профессионалов, и как зрителей, они — свои. Но думаю, в одном наши мнения должны неизбежно сходиться: значение работы психологов в спортивной деятельности огромно. А в масштабе профессионального сообщества — это очередное подтверждение того, что психология сегодня находится на пике востребованности во всех сферах человеческой деятельности.

Адал Е.В.