А.Л. Катков — вице-президент ОППЛ, д.м.н., профессор.
Ситуация, складывающаяся в сфере исследования профессиональной психотерапии, позволяет подвести некоторые итоги в отношении того, что есть на сегодняшний день интегративная психотерапия, каковы перспективы развития этого важного направления в ближайшем и отдаленном будущем.
Итак, по результатам наших исследований за период с 2000 по 2012 годы можно сделать выводы о следующих характеристиках, присущих общему интегративному вектору развития профессии.
Определение. Общее понимание того, что есть современная психотерапия, выстроенная в духе итегративных тенденций, выглядит следующим образом: психотерапия — это структурированный, научно-осмысленный опыт эффективной самоорганизации субъекта и общества в кризисные периоды его развития.
Далее, при более дифференцированном подходе к определению нашей специальности, складывается понимание, что психотерапия — это самостоятельное научно — практическое направление, основным предметом которого является цикл адаптивной активности человека. Его спецификой является системно-информационный уровень адаптивно — креативного цикла, а сущностной особенностью — тот факт, что психотерапию, в первую очередь, интересуют не универсальные (информация 1-го порядка), а уникальные (информация 2-го порядка) характеристики энтропийного полюса реальности, что и является главным моментом некритического расхождения с позитивистскими научными установками.
В настоящее время можно утверждать, что профессиональная психотерапия не только приобретает статус становящегося научно-практического направления, но и формируется как протовариант ассоциированной эпистемологической платформы. И что за этой обновленной эпистемологией, возможно, стоит будущее науки.
Основные векторы дифференциации — интеграции профессиональной психотерапии проработаны нами в следующем, достаточно аргументированном варианте.
Исторический вектор - интеграции с культурно-историческим контекстом развития профессии. Проработка данного вектора позволяет рассматривать развитие психотерапии в контексте динамики формирования несущих эпистемологических платформ, идентифицировать эпистемологические разрывы, которые оказали существенное влияние на формирование предметной сферы профессиональной психотерапии и явились первопричиной имеющихся методологических сложностей. Таким образом, появилась возможность позиционировать психотерапию в качестве легального «правопреемника» недифференцированной эпистемологической платформы.
Внедисциплинарный вектор — интеграции с современной системой кодифицированных научных знаний, при его адекватной проработке, способствует преодолению методологических сложностей в формировании профессиональной психотерапии как самостоятельной научной дисциплины. Появляется возможность адекватной аргументации соответствия психотерапии критериям принадлежности к системе кодифицированных научных знаний, обогащения общей методологии науки концептами ассоциированной эпистемологической платформы.
Междисциплинарный вектор — дифференциации — интеграции с так называемыми «материнскими» дисциплинами: медициной, психологией, педагогикой, социологией, философией — позволяет четко разграничить предметную сферу профессиональной психотерапии и обозначенных дисциплин, показать сущностное расхождение на всех уровнях дисциплинарной матрицы. А так же — обогатить эти дисциплины новым пониманием категории психического — функциональными концептами универсальных адаптационных циклов, психологического здоровья — устойчивости к агрессивному влиянию среды: идеологией форсированного развития индивидуального и социального здоровья (в противовес идеологии «протезирования» утрачиваемых компонентов здоровья, доминирующей в современной системе здравоохранения).
Внутридисциплинарный вектор — интеграции между различными направлениями и модальностями профессиональной психотерапии. Полноценная проработка данного вектора привела к выведению теоретического (базисные концепты, модель трехуровневой психотерапевтической коммуникации) и практического (концепция универсального технического синтеза) системообразующего стержня обновленной интегративной модели психотерапии. Помимо этого были разработаны психотерапевтические универсалии: макротехнологические, метатехнологические подходы и прочие, способные повысить эффективность почти каждой психотерапевтической модальности или метода без какого — либо ущерба для их целостности. А также — адекватные нормативные требования: система профессиональных стандартов, этический кодекс и другие, усиливающие центростремительные тенденции в профессии и способствующие формированию единой дисциплинарно — коммуникативной общности в поле профессиональной психотерапии.
Когерентный вектор — дифференциации-интеграции с другими институализированными развивающими практиками (воспитанием, образованием, консультированием, тренингами и др.). Адекватная проработка данного вектора способствует полноценной реализации метамодели социальной психотерапии, обеспечивающей необходимый охват населения профильной помощью, утверждению профессиональной психотерапии в качестве инновационного ядра в континууме развивающих практик. Именно таким образом реализуется весь функциональный потенциал профессиональной психотерапии, а именно: помогающий, развивающий, саногенный, социально-стабилизирующий.
Адекватная проработка вышеприведенных векторов дифференциации-интеграции способствовала идентификации предметной сферы профессиональной психотерапии — важнейшего конструкта, обеспечивающего подлинную общность разрозненных теоретических построений и произвольной практики.
Предметная сфера психотерапии, с учетом сказанного, выглядит следующим образом. Содержательные характеристики:
При этом нами выделяются следующие уровни дисциплинарной матрицы, на которых представлена предметная сфера профессиональной психотерапии: фундаментальных допущений, базисных теорий и концепций, собственно дисциплинарных теорий и концепций, актуального профессионального поля, профессиональных стандартов, реализуемой практики, оценки результата.
Далее были идентифицированы общие требования к оформлению предметной сферы профессиональной психотерапии, (функциональная и концептуальная дееспособности, эвристичность и состоятельность; параметрическая определенность; научно-методологическая эвристичность, проработанность и стройность; практическая, т.е. технологическая эвристичность; возможность простраивания главных идентификационных векторов психотерапии и выведения основных профессиональных установок и институций профессиональной психотерапии), которые были реализованы в разработанной интегративной теории психотерапии.
Кардинальным отличием этой общей теории психотерапии от всех предшествующих является обоснование наличия трех уровней психотерапевтической коммуникации, в совокупности обеспечивающих основной и наиболее востребованный эффект — возможность достижения существенных устойчивых и продолжающихся конструктивных изменений у клиентов в ограниченные временные периоды. При этом, полученные нами данные позволяют утверждать, что скорость, объем и качество терапевтических изменений у клиентов зависят, в основном, от универсальных уровней коммуникации, которые могут усиливать практически каждую психотерапевтическую модальность без какой-либо угрозы для ее идентичности. Таким образом, реализуются важнейшие принципы неконфликтного развития профессиональной психотерапии, на соблюдении которых настаивали такие выдающиеся исследователи, как Розенцвейг, Ламберт, Бегин.
Одной из главных характеристик разработанной общей теории психотерапии является наличие базисной исследовательской программы — инструмента, который обеспечивает постоянное развитие системообразующего стержня становящегося научно — практического направления и способствует грамотной, экологически выверенной институализации научных достижений в профессию.
Реализация данной исследовательской программы требует высокой концентрации и координации усилий научных коллективов, центров, институтов, действующих в направлении развития профессиональной психотерапии, что, по нашему мнению, будет способствовать формированию дееспособного дисциплинарно-коммуникативного сообщества — одной из важнейших характеристик состоятельности психотерапии как научной дисциплины.
Совершенно очевидным препятствием к полноценной реализации базисной исследовательской программы являются имеющиеся нормативные ограничения (психотерапия, в соответствии с принятыми документами, является субспециальностью психиатрии и никак не представлена в перспективных планах Министерства здравоохранения РФ по развитию медицинской науки). Таким образом, самый сложный, «нулевой» цикл необходимых научно-методологических разработок и исследований по обоснованию рабочих гипотез общей теории психотерапии может быть реализован в основном за счет личной инициативы и ассоциативной профессиональной поддержки.
Одним из предлагаемых инструментов такой профессиональной поддержки может быть создание Общественного ученого совета по психотерапии, действующего на базе профильного института или кафедры. Помимо общей координации всех направлений базисной исследовательской программы, такой совет мог бы оказывать методологическую помощь ученым, действующим в сфере развития профессиональной психотерапии, а также проводить абсолютно необходимые на данном этапе становления научной психотерапии методологические семинары и профильные научные конференции.