ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Обмен опытом. Посвящается М.Е.Бурно.

Рубрика обмен опытом

«В молчанье неслышанное отыщи звучанье»

С.М. Павлова,
педагог-психолог, МБДОУ детский сад №290 (г. Самара)

Посвящается Марку Евгеньевичу Бурно

20 мая 2014 г. в Центре «Поддержка детства» г. Самара прошло методическое объединение, на котором психологи общеобразовательных школ и дошкольных учреждений делились опытом своей работы.

Автор этих строк ознакомила слушателей с методом Терапии Творческим Самовыражением Марка Евгеньевича Бурно (ТТСБ): теорией и практикой метода. Уточнила при этом, что психологи используют внелечебный вариант, который носит название Характерологическая Креатология.

В теоретической части сообщения было уделено внимание сущности метода, конкретным методикам, формам работы. Рассказ сопровождался показом слайдов с репродукциями художников: В. А. Тропинина «Портрет В.И. Ершовой с дочерью»; Константина Васильева «У чужого окна»; Клода Моне «Впечатление. Восход Солнца»; Василия Сурикова «Взятие снежного городка»; Карла Брюллова «Портрет Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амалией».Внимание слушателей было акцентировано на том, что в представленных образах можно увидеть отражение черт разных характеров, среди них: синтонного, аутистического, тревожно-сомневающегося, авторитарного, демонстративного.

В практической части внимание было уделено познанию меланхолического темперамента в общении гравюрой А. Дюрера «Меланхолия». Рассматривая работу художника, слушатели делились своими мнениями, ориентируясь на вопросы-задания ведущего: опишите, пожалуйста, впечатление, которое производит на Вас гравюра; какие чувства, по-Вашему, испытывает изображенная на ней Крылатая женщина; находите ли вы в её состоянии что-то близкое, созвучное себе; Ваше отношение к меланхолии; нужна ли «прививка» от неё; какие методы Вы бы использовали при оказании психологической помощи человеку с меланхолическим темпераментом?

Приведу некоторые высказывания и свои комментарии к ним.

Впечатление угнетающее. — Впечатление начинает меняться после знакомства с публикациями М.Е. Бурно, изучения жизни и творчества художника — автора гравюры. Знаменитая «Меланхолия», являющаяся духовным автопортретом Альбрехта Дюрера, помогает более глубокому пониманию меланхолического темперамента: его силы и созидающих возможностей.

Как непросто быть рядом с человеком в таком удрученном настроении, погруженным в бездеятельность. — Меланхолия, конечно, бывает разной. Здесь мы ведём речь не о пассивном, а активном отношении к жизни.Понимание особенностей меланхолика, осознание того, что ему самому бывает нелегко с собой, позволяет преодолеть трудности общения с ним.

Меланхолик способен воспринимать и воспевать жизнь во всем разнообразии. Это подтверждает творчество А. Дюрера. Его работы вызывают в нас и грусть, и восхищение, и радость от встречи с прекрасным. Побуждают к размышлениям о смысле жизни, о силе человеческого духа.

Меланхолическое состояние помогает остановиться, набраться сил после перегрузок, посмотреть на мир по-новому. — Да, такое состояние позволяет взглянуть на многие вещи со стороны, переосмыслить прежний опыт.

«Прививка от меланхолии» не нужна, так как все люди разные от природы.

— Предрасположенность к меланхолии является врождённой. Она может быть присуща людям с разными характерами. И, конечно, в данном случае уместен разговор о профилактике не самой меланхолии, а её последствий. Например, «синдрома выученной беспомощности», сформированного в детстве. Такие черты меланхолика, как склонность к размышлениям, мечтательности, сомнениям, становятся движущими силами развития, если увлечь-заинтересовать ребенка любимым делом.

В качестве помощи здоровым людям в меланхолии можно использовать такие методы, как арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия. — Для оказания помощи людям с душевными трудностями в последние годы все шире используется метод ТТСБ, разработанный Марком Евгеньевичем Бурно. Обращение к произведениям изобразительного искусства, литературе в процессе Терапии исцеляет и укрепляет веру в себя.Меланхолическое состояние при этом воспринимается не только как страдание, но и как средство помощи.

В поэтической форме об этом — в стихотворении Давида Кугультинова «Творчество», посвященном Мустаю Кариму. Приведу отрывки из произведения, условно разделив его на три части.В первой части даётся описание того, что тревожит творца: «Не пишется, — грустишь ты, — хоть убей! Быть может, перестал я быть поэтом?Пустынно, гулко в голове моей —Совсем как в городе перед рассветом.Все вымерло. Душа мертвым — мертва.Я разучился отбирать слова.Где образы?! Где мысли?.. Все — туманно, И в разуме и в сердце — пустота.И даже память — это ли не странно? —Как лист бумаги — девственно чиста».Во второй части автор размышляет о пробуждении внутренних сил: «Чиста она?.. Что ж ты хандришь, чудак?!

Незасорённость — это добрый знак, А вовсе не предвестье катастрофы. Нет, не мертва душа твоя! .. Подспудно Она все так же длит свой честный труд, В ней лишь иные клетки отомрут И растворятся, почву освежая Для всходов будущего урожая. Свой прежний опыт поблагодари, Но отодвинь заботливо в сторонку, Чтоб не был он преградой — даже тонкой... Никем не сотворенное — твори. Невиданное подсмотри. В молчанье Неслышанное отыщи звучанье.

Тогда души твоей постылый штиль Нарушится. И, муки вызывая, Привычки, навыки стирая в пыль, Колюче хлынет новизна живая». И как заключительный аккорд звучат слова: «Встань, мастер! И за новый труд берись. Как в старину говаривали — с Богом!»

В ходе обсуждения присутствующие получили ответы на свои вопросы.

Чем объясняется личный интерес к методу ТТСБ?

— О методе ТТСБ впервые узнала из книги М.Е. Бурно «Терапия творческим самовыражением». Поразили искренность и деликатность врача по отношению к пациентам, умение видеть в людях с душевными недугами здоровые зерна.

На семинарах автора прочувствовала, что значит быть в своём характере. Узнала, как помочь себе и другим, опираясь на особенности врожденных качеств.

Почему для практического ознакомления с методом был выбран меланхолический темперамент?

— Меланхолия является одной из центральных тем метода, так как Терапия М.Е. Бурно направлена на помощь людям с дефензивностью, меланхоличностью.

Чем объясняется выбор гравюры «Меланхолия»?

— Об использовании этой гравюры услышала от автора метода на семинаре, участие в котором изменило и расширило прежние представления о меланхолии, дало понимание ценности душевных переживаний для саморазвития.

Можно ли использовать метод ТТСБ в работе со старшеклассниками?

— ТТСБ используется в работе с подростками. Данный метод позволяет молодому человеку с обострённым переживанием неудач, неуверенностью в своих силах лучше познать себя, осознать свои возможности и реализоваться в социуме.

Расскажите о возможностях применения метода в детском саду.

— С детьми старшего дошкольного возраста говорим о характерах, обращаясь к героям сказок и мультфильмов. Сами характеры при этом не называются. Используются обсуждение, театрализация, песочная терапия. С воспитателями проводится изучение особенностей характеров на консультациях и семинарах, с родителями — в индивидуальных консультациях.

В заключение привожу отзывы и пожелания участников методического объединения: «Это для меня что-то новое, раньше об этом не слышала»;

«Тема очень важна и интересна, так как в работе часто специалисты не учитывают особенности характера клиента»; «Хотелось бы «рассмотреть» не только меланхоликов»; «Есть желание больше узнать о практических техниках»; «Меня интересует более подробная информация по работе с дошкольниками».

Яндекс.Метрика