Макарова Е.В. — действительный член ОППЛ, экзистенциально-аналитический психотерапевт, психоаналитик, аккредитованный супервизор, председатель молодежной секции Всемирного Совета по психотерапии, председатель молодежной и международной секций ОППЛ, со-председатель Комитета по личной терапии и балинтовскому движению ОППЛ, национальный представитель РФ в Европейской психотерапевтической ассоциации (Россия, Москва — Австрия, Вена).
Профессия практического психолога или психотерапевта в корне отличается от большинства существующих в нашем обществе профессий. Психотерапевтическое образование влияет на все уровни восприятия человека и накладывает свой отпечаток на то пространство, которое нас окружает. Часто наши представления о профессии во время начала образования не соответствуют реальности, с которой мы сталкиваемся, начиная практическую работу. Иногда возникает впечатление, что общество и государство еще не готовы к принятию наших услуг. Из-за отсутствия подкрепленных законодательными документами норм и описаний профессии, возникает неразбериха, как в обществе, так и, отчасти, в нас самих, в нашей профессиональной идентичности.
Нам часто приходится задумываться о ценности нашего образования. К некоторым специалистам скоропостижно приходит разочарование, ведь продукт нашей работы нельзя потрогать руками или сосчитать, а семена, которые мы сажаем, очень хрупкие и долго прорастают. Вопрос, как удержаться на современном рынке услуг, быть успешным предпринимателем и одновременно соблюдать профессиональную этику, волнует каждого из нас.
Это внутренние и внешние конфликты, с которыми встречаются не только начинающие профессионалы, но и опытные психотерапевты. В этом пособии мне бы хотелось уделить внимание особенностям становления психотерапевта или практического психолога — профессионала. Чтобы облегчить моему читателю усвоение информации, я буду использовать только слова «психотерапия» и «психотерапевт», имея в виду не только психиатров — психотерапевтов, но и всех других профессионалов, успешно закончивших психотерапевтическое или психологическое образование и активно практикующих в области психотерапии, и слово «клиент», которое может обозначать в некоторых случаях и пациента, и клиента.
Куда идти и что делать после окончания образования?
Нередко молодой специалист сталкивается с дилеммой: после окончания образования непросто устроиться на работу, многие работодатели не хотят брать специалистов без опыта работы. А где же набраться этого опыта, если тебя никто не хочет брать на работу?
Лучше всего начинать набираться опыта уже во время образования. Будьте активны, устройтесь практикантом в интересное Вам учреждение или общественную организацию. И даже если такая практика обычно не оплачивается, Вы уже будете набирать драгоценный опыт и иметь преимущество перед другими выпускниками. Нередко практиканты, успешно зарекомендовавшие себя перед работодателем во время практики, по окончанию образования принимаются на постоянную работу.
Также не стоит бояться поначалу малооплачиваемой работы в школах, общественных центрах, приемных и так далее. Если Вы в дальнейшем планируете открывать личный кабинет, такая работа даст Вам не только ценнейший опыт практической работы с самыми разными людьми, но и поможет найти постоянных клиентов.
Важно также находить и поддерживать контакты с представителями смежных профессий. У каждого уважающего себя психотерапевта должен быть коллега — психиатр, к которому можно направить своего клиента, чтобы подстраховаться, если Вам кажется, что клиенту необходима медикаментозная поддержка, или получить обратную связь по диагностическим вопросам. Врачи являются важными соратниками психотерапевтов.
Личный кабинет.
Если Вы решили открыть свой личный кабинет, важно, чтобы Вы и Ваши пациенты чувствовали себя в этом помещении комфортно и безопасно. Конечно, особенно в начале профессиональной деятельности, у Вас может не быть возможности снимать отдельное помещение или кабинет в амбулатории или совмещенной студии. Многие начинают принимать дома.
Прежде, чем Вы начнете принимать клиентов дома, важно обсудить условия поведения во время Ваших приемов с Вашими сожителями, если такие имеются. Важно, чтобы Ваши клиенты не слышали сожителей, а сожители не могли слышать, о чем рассказывает клиент. В противном случае, клиент не сможет полностью довериться Вам, и профессиональная тайна не будет соблюдена.
Само помещение, где Вы будете принимать, должно иметь уютный, но официальный вид. Личные вещи, фотографии, Вашу одежду, стоит убрать из пространства, где Вы будете работать. Обстановка кабинета зависит также от метода психотерапии, в рамках которого Вы работаете.
Не забывайте проветривать помещение и выходить из дома. Звучит банально, но, к сожалению, нередко психотерапевты, принимающие в собственной квартире или консультирующие online, из-за отсутствия необходимости выходить из дома, например, чтобы поехать на работу, все больше и больше изолируются от окружающего мира. А отсутствие смены обстановки не способствует отдыху и выходу из профессиональной роли.
Когда поток клиентов наладится, необходимо пройти процедуру регистрации Вас как индивидуального предпринимателя (ИП). Тем самым Вы легализируете свою частную практику. Если Вы — представитель медицинской психотерапии, внимательно отнеситесь к процедуре лицензирования своей деятельности.
Как привлечь клиентов?
Профессиональная паутина
Как уже было упомянуто ранее, психотерапевту необходима профессиональная «паутина», состоящая из других психотерапевтов, врачей и представителей смежных профессий. Такие контакты легко завести, активно участвуя в профессиональной общественной жизни.
Средства массовой информации
Интернет сегодня является самым мощным средством поиска и распространения информации. Современному профессионалу важно иметь свою страницу в интернете. На этой странице важно поместить свою фотографию (часто визуальная симпатия подталкивает клиента выбрать именно Вас), достоверную информацию о себе и своем образовании, контактные данные, услуги, которые Вы предлагаете, а также Ваше видение психотерапии. При желании Вы можете дать ссылку на Ваш блог.
В большинстве регионов уже есть сайты общественных организаций, которые содержат базу данных практикующих в нашей сфере специалистов, где и Вы можете заявить о себе и своей профессиональной деятельности.
Общественная деятельность
Чтобы быть в курсе профессиональных событий и тенденций, постоянно повышать свой профессиональный уровень и обмениваться опытом с коллегами, психотерапевту-профессионалу необходимо быть частью профессионального сообщества. Причем, я советую, не оставаться в рамках своей школы или метода, а вступать в общественные сообщества, в которых представлены разные школы и модальности. Ведь именно к профессиональным сообществам обращаются в случае необходимости представления профессиональной оценки или комментариев в средствах массовой информации. Также, через профессиональное сообщество легче получить возможность выступить на радио или телевидении, опубликовать статью.
Более того, в большинстве регионов есть сайты общественных организаций, на которых потенциальные клиенты ищут психотерапевта, здесь Вы также можете заявить о себе и своей профессиональной деятельности, дать ссылку на Вашу страницу.
Хорошая работа
Простая истина: если Вы хороший профессионал, то, пусть не все, но большинство бывших клиентов обязательно посоветуют Вас своим знакомым, а коллеги будут отправлять Вам клиентов, которых, по тем или иным причинам не могут принять сами. Если Вы действительно настроены на работу с клиентами, у Вас есть желание и время принимать, то клиенты обязательно придут к Вам. Если нет, то, даже при самой грандиозной рекламе, вряд ли к Вам будут стоять очереди на прием. Такова особенность нашей профессии.
Какую назначить цену за консультацию?
Прежде, чем назначить сумму своего гонорара, изучите рынок психологических услуг в Вашем городе и регионе. Попытайтесь трезво оценить финансовые возможности и готовность Ваших клиентов. В начале Вашего профессионального пути лучше назначить цену поменьше для набора клиентской базы. Но: будьте осторожны, если у психотерапевта есть ощущение, что пациент оплачивает его работу слишком дешево, то психотерапевт, тем самым, бессознательно оставляет за собой право работать вполсилы. Или же: в процессе терапии могут возникнуть, в основном, пассивно-агрессивные тенденции со стороны психотерапевта, которые, будучи улавливаемыми пациентом, выплескиваются обратно на психотерапевта, который, в свою очередь, будет не принимать агрессивное поведение пациента, где-то считая, что пациент ведет себя неблагодарно. Также у психотерапевта с маленьким гонораром меньше мотивации в работе с пациентом, что может приводить к тому, что ему будет легче отказаться от пациента при первом кризисе в процессе психотерапии или же отменять встречи в не очень удобное для себя время. Ставить слишком высокую планку гонорара тоже не стоит, поскольку это также негативно отражается на Вашей работе с пациентом. Во-первых, психотерапевт может испытывать стыд перед пациентом и бессознательно отталкивать его от себя, провоцируя на преждевременное окончание терапии или же, наоборот, не давать пациенту выздороветь и способствовать развитию симбиотических отношений с профессионалом. Кроме этого, профессионал, как и в случае с недостаточной оплатой своего труда, будет избегать конфронтации, необходимой для прогресса в процессе лечения.
С другой стороны, при обозначении цены часа своей жизни, полностью посвященного другому человеку и его жизни, необходимо ориентироваться и на финансовые возможности пациента. Высота гонорара должна быть ощутимой для пациента. Оплата психотерапии является одним из инструментов психотерапевта для работы с сопротивлениями, а также для мотивации пациента к прогрессу, к освобождению и решению своего запроса.
Социальный тариф.
Если мы говорим о новой миссии психотерапии, о распространении психотерапии в массы, то стоит рассмотреть возможность проведения психотерапии по так называемому «социальному тарифу», как дополнение к своей профессиональной деятельности. Если психотерапевт-профессионал доволен условиями своей профессиональной деятельности, если он правильно для себя рассчитал соотношение своих витальных возможностей и экономического положения, то он может посвятить хотя бы 10% своего рабочего времени терапии по социальному тарифу.
Что я имею в виду, говоря «социальный тариф». Я не имею ввиду бесплатное предоставление профессиональных услуг, я говорю о гонораре, соответствующем финансовым возможностям клиента и возможности принятия этой суммы психотерапевтом. Если клиент мотивирован на прохождение психотерапии, а профессионал понимает свою некорыстную мотивацию к работе с этим клиентом, то отхождение от обычной для психотерапевта суммы гонорара может принести пользу как клиенту, так и психотерапевту.
Своеобразное отхождение от, так называемой, только «паркетной психотерапии», развивает профессионала и не дает ему творчески «закиснуть».
Конечно, если психотерапевт не работает независимо, не может повлиять на размер своего гонорара и вынужден принимать всех, кто к нему приходит, этот психотерапевт должен найти для себя другие способы балансировки своей профессиональной деятельности, которая позволит психотерапевтическому процессу протекать независимо от рабочей ситуации профессионала.
Первичная и вторичная профессиональная идентичность.
Несомненно, если речь идет о сравнении психотерапевтов, которые сразу после окончания среднего образования приступили к познаниям психотерапевтической профессии, и о тех, чей путь лежал через познания других профессий, необходимо рассмотреть тот багаж, который они несут с собой. Психотерапевты, пришедшие из других профессий, в том числе и смежных, вынуждены уничтожать или разбивать в себе части первой профессиональной идентичности, пытаясь интегрировать их в свою новую психотерапевтическую идентичность. Это часто бывает проблематично, так как многие кандидаты вынуждены продолжать свою рабочую деятельность в целях финансирования психотерапевтического образования. Процесс переучивания может быть долгим и часто, в моменты растерянности при работе с клиентом, психотерапевт будет черпать уверенность из своей первой профессиональной идентичности. Это может как поддержать, так и потревожить рабочий процесс. Психотерапевтам с первичной профессиональной идентичностью не нужно менять профессиональную идентичность, но им, в свою очередь, часто не хватает опыта повседневной профессиональной деятельности. Активное участие в профессиональном сообществе, прохождение личной терапии и постоянная супервизия способствуют процессу формирования профессиональной идентичности. В независимости от того, является Ваша профессиональная психотерапевтическая идентичность первичной или вторичной, я советую пройти различные практики во время образования для ознакомления с профессиональной жизнью и различными социальными институтами.
О «чересчур молодых» профессионалах.
Психотерапевты, начинающие практическую работу с клиентами, часто испытывают страх и неуверенность, в независимости от возраста. В этой стадии начинающий профессионал опирается на положительный опыт своей личной терапии и навыки, приобретенные во время образования. Он представляет собой собирательный образ всех профессиональных авторитетов, с которыми ему приходилось иметь дело во время образования. И только со временем психотерапевту удается выработать свой собственный стиль и динамику работы с клиентами. Начинающие профессионалы часто испытывают страх быть непризнанными клиентами или не суметь организовать и запустить психотерапевтический процесс. Эти страхи особенно присущи молодым психотерапевтам, так как у них нет возможности, в связи с юным возрастом, создать изначальный образ опытного профессионала в глазах клиента. Однако, несмотря на это, многим молодым психотерапевтам удается убедить клиента во время первых встреч довериться своему профессионализму и поработать вместе. И, как правило, уже после третьей встречи психотерапевтический процесс активизируется, и между клиентом и психотерапевтом возникают необходимые для плодотворной работы процессы межличностного переноса. Ведь мы знаем, что личность психотерапевта наполняется свойствами важных в жизни клиента объектов, в независимости от пола, внешности или возраста профессионала. Некоторым клиентам даже легче довериться молодому профессионалу, преодолев свои страхи перед разоблачением во время терапии. Молодой профессионал с присущей ему легкостью может «соблазнить» клиента на совместное исследование его личности. Быть может, клиенту будет интересно обучить молодого психотерапевта своей жизни, и тем самым лучше понять себя. Также экзистенциальные вопросы бытия клиента могут быстрее выйти на передний план. Там, где молодому профессионалу не хватает жизненного опыта, он компенсирует его своей юношеской мотивацией и креативностью. Молодым профессионалам легче работать с детьми, они более гибко могут варьировать между взрослым и детским состоянием и исполнять роль связующего звена в коммуникации между детьми и их родителями.
Находясь в стадии завершения формирования самости, молодые профессионалы с легкостью принимают элементы личности пациента в переносе и контр переносе, и, находясь в своем развитии в состоянии фильтрации процессов, соответствующих и не соответствующих личной динамике, без большого труда распознают элементы, не принадлежащие своей личности.
Проведенные за последние 5 лет исследования в области обратной связи клиентов и психотерапевтов показывают, что начинающие профессионалы могут пользоваться большей популярностью, нежели профессионалы с большим опытом. Причиной является эмоциональная включенность и неподдельный интерес к клиенту, что у более опытного профессионала может ослабевать со временем.
Образ и личность психотерапевта.
Нередко на своих семинарах я спрашиваю начинающих и опытных профессионалов, какими качествами должен обладать психотерапевт. Ответы по сути получаю похожие: психотерапевт должен обладать особым даром, высоким интеллектом, быть добрым, мужественным/женственным, всегда опрятным, красивым, толерантным, гуманным, в общем, идеальным добрым героем. Спешу развеять этот миф, который мы сами себе создаем.
Психотерапевт не обязан быть супер-человеком и идеалом, более того, такая позиция может только помешать его работе. Клиентам хочется видеть человека такого же, как они сами. Конечно, психотерапевт должен оставаться профессионалом на работе, и соответственно одеваться и вести себя. Но, как мы все отлично знаем, любое стремление к «идеальному Я» приведет к фрустрации. А стремление к «супернормальности» чаще всего является признаком не проработанности личности профессионала. Ведь не редко именно человеческая реакция на сложившуюся ситуацию, а не заученный прием психотерапевта, становится ключевой в позитивном прогрессе клиента.
Также Вы не обязаны быть всезнающим мудрецом. Если Вы не уверены, являетесь ли правильным специалистом для удовлетворения конкретного запроса клиента или сомневаетесь, как именно построить программу курса консультаций, Вы можете сказать клиенту, что Вам нужно подумать или посоветоваться до следующей консультации. В это время Вы можете разобрать этот случай на супервизии или связаться с Вашим коллегой-психологом, психиатром, неврологом, наркологом или любым другим специалистом, которому вы доверяете, и который обладает достаточной квалификацией, чтобы дать Вам консультацию по поводу данного клиента.
Если Вы не можете найти ничего в клиенте, что Вам симпатично, Вы не сможете помочь этому клиенту, как бы Вы себя не заставляли. Это же правило распространяется на клиента: если Вы видите, что клиент чувствует себя не комфортно у Вас на приеме, Вы можете поделиться с ним своими ощущениями и предложить познакомиться и с другими психотерапевтами, а потом принять решение, к кому он хочет ходить на консультирование.
Очень рекомендую заключать с клиентом контракт на консультирование, в котором Вы сможете прописать конечную цель работы, временные сроки, а также его и Ваши обязательства. Составляющие контракта могут варьироваться в зависимости от Вашего метода консультирования и запроса клиента, а также меняться во время курса консультирования.
Не следует забывать, что психотерапевт — это работа, а не наш смысл бытия. Постоянное пребывание только в профессиональной роли ведет к выгоранию, ущемлению личной жизни, упадку профессиональной эффективности и профессиональному психотерапевтическому расстройству.
Будучи профессионалом, не забывайте оставаться человеком. Наличие качественной личной жизни и пространства — важный фактор поддержания эффективности и профилактики профессиональных заболеваний у психотерапевтов.
Научитесь оставлять свою профессиональную роль в кабинете. Как белый халат надевайте ее, приходя на работу, и снимайте ее, уходя с работы. Придумайте себе ритуалы перехода из состояния профессионала в Ваше личное состояние. Не забывайте, что каждый психотерапевт — это неповторимый, очень хрупкий инструмент, который надо беречь, в первую очередь, самому профессионалу.
Что представляет собой психотерапевтическое образование? Чему необходимо научиться, чтобы стать психотерапевтом?
Психотерапевтическое образование, в независимости от выбранного метода, состоит из теории. Теории личности, теории развития, теории о появлении болезни или расстройства, теории психотерапевтической работы и функций частей личности. Психотерапевтическое образование является также практическим образованием. Будущий профессионал наблюдает за работой опытных психотерапевтов, изучает литературу, методики практической и научной работы, навыки организации и активизации психотерапевтического процесса. Эта часть психотерапевтического образования ничем не отличается от любого другого высшего образования. Она доступна взрослому человеку независимо от его возраста.
Многие обучающие психотерапевты делают особый акцент на развитый интеллект и высокий культурный уровень психотерапевта. Эти качества кандидат может развить во время полноценного, направленного на многостороннее научное и культурное развитие психотерапевтического образования. Наиболее важным требованием к психотерапевту, по словам Ральфа Р. Гринсона, автора так называемой «кулинарной книги рецептов психоанализа», является понятное (самому психотерапевту) бессознательное. Это одна из причин, почему незаменимой составляющей психотерапевтического образования является личная или обучающая терапия.
Личная терапия.
Личная терапия является неотъемлемой частью психотерапевтического образования. Успешно пройденная личная терапия позволит психотерапевту не только понять суть психотерапевтического процесса, но и искренне поверить в эффективность психотерапии. Российская психотерапия несет в себе культуру врачебного восприятия профессии, поэтому приверженцы психиатрической психотерапии часто считают, что самому психотерапевту не нужна личная терапия. Кроме этого, представители не профессиональной и не научной психотерапии распространяют мнение, что личная терапия не нужна профессионалу. Поэтому, если в институте, в котором Вы получаете психотерапевтическое образование, нет культуры прохождения личной терапии, то советую Вам обратиться к иному профессиональному образованию или же пройти курс личной терапии в профессиональном сообществе. Профессионал, не прошедший личную терапию и занимающийся психотерапевтической деятельностью, рискует навредить себе и своему клиенту.
Какие изменения должны произойти в личности обучающегося психотерапевта во время прохождения личной терапии?
Во время личной терапии человек анализирует свой опыт межличностных отношений, заново конструирует свою историю, ставит новые цели, освобождает свое ЭГО, нащупывает свой жизненный путь и освобождается от внешних и внутренних объектов, препятствующих на осознанно выбранном им пути к своему субъективному счастью.
Эрик Эриксон описывает задачи становления личности в поиске личностной идентичности в возрасте от 13 до 20 лет как принятие новых социальных ролей и конечное формирование обособленной личности в групповом контексте. В этот период человек ставит под вопрос авторитет людей, оказывающих на него влияние, ищет свою роль в обществе, активно исследует гендерные отношения, выбирает себе профессию. В этот период вопрос «кто я?» играет для индивидуума самую центральную роль. А ответом на него служит анализ всего межличностного опыта, направленного на решение личностных конфликтов, в процессе которого формируется Эго. Это означает, что кандидат на психотерапевтическое образование, в возрасте от 19 до 24 лет, находится в естественном состоянии анализа своей личности и формирования «обособленного Я». Кандидаты в этом возрасте уже обладают сформированным Я, но еще не до конца — сформированной самостью. Таким образом, личностные изменения, через которые кандидату необходимо пройти во время личной терапии, полностью соответствуют естественной стадии развития молодого индивидуума. Поэтому и задачей обучающего терапевта в работе с молодыми кандидатами является создание безопасного, эмпатического пространства, способствующего естественному развитию индивидуума. Обучающие терапевты, которые работают с молодыми кандидатами, часто обращают внимание на тенденцию принятия позиции «взрослого» или «учителя» в своей психотерапевтической роли. Многие из них замечают отличия работы с молодыми кандидатами, которые развиваются более динамично, отличаются быстрым развитием креативности, становящейся заметной в сновидениях и способах невротического самовыражения. Молодые кандидаты более склонны к регрессивным состояниям, нежели более взрослые кандидаты, поэтому особенно важно направлять их на скорейшее завершение личной терапии, а не поддерживать зависимое поведение.
В системе психотерапевтического образования молодым кандидатам с хорошо развитым ЭГО легче войти в процесс идеализации психотерапии, необходимый на первых стадиях психотерапевтического образования и разорвать пуповину между выбранной профессиональной психотерапевтической идентичностью и альма-матер — образовательным институтом — после завершения поставленных задач данного этапа развития профессионала. Молодые кандидаты с плохо развитым ЭГО, наоборот, склонны к зависимой позиции по отношению к образовательному институту, которая часто поддерживается политикой образовательных заведений. Таких, например, которые описал Отто Кернберг в своей иронично-критичной статье «Тридцать методов для подавления творческих способностей кандидатов в психоаналитике». Такой затянувшийся симбиоз может быть опасным особенно для молодой личности.
Уделите особое внимание выбору обучающего терапевта. Обратите внимание на его образование, профессиональный опыт, наличие статуса обучающего терапевта в профессиональном сообществе. Познакомьтесь сразу с несколькими обучающими психотерапевтами, прежде чем принять решение, у кого Вы пройдете курс личной терапии.
О значении супервизии и профессионального сообщества.
Часто психотерапевтам кажется, что они очень одиноки в своей работе. Из-за правила о конфиденциальности, поделиться своими переживаниями или профессиональными историями с друзьями и членами семьи проблематично. Коллеги часто заняты своей работой и не хотят еще и о наших клиентах слушать, тем более, что в глазах коллег нам хочется хорошо выглядеть. А прочитать всю профессиональную литературу и быть в курсе всех методов, диагностических тонкостей и особенностей лечения всех ментальных расстройств — просто невозможно.
Вы не обязаны тащить все на себе и молчать. Психотерапевту необходим постоянный обмен опыта с коллегами, а также пространство, где он может поделиться своими переживаниями и получить обратную связь. Изолированный профессионал быстро потеряет свою эффективность, мотивацию и здоровье. Этим пространством является профессиональная супервизия, личная терапия и балинтовская группа.
Супервизия.
Одной из важнейших составляющих благополучной психотерапевтической деятельности является постоянная супервизия. Цель профессиональной супервизии — не только в образовательном аспекте, но и в профилактике синдрома эмоционального выгорания, возможности посмотреть на процессы, происходящие в работе с пациентом, со стороны, немножко отойдя от эмоциональной динамики. Постоянно проходя супервизию, психотерапевт повышает свою профессиональную эффективность во много раз. Он пользуется не только своими ресурсами и знаниями в работе с пациентом, но и ресурсами и знаниями своего супервизора и коллег из супервизорной группы.
При выборе супервизорной группы я советую обратить особое внимание на профессиональное образование и аккредитацию ведущего, а также на образование участников группы и доброжелательную, профессиональную атмосферу внутри группы. Я не устаю повторять, что психотерапевт должен находиться в постоянном профессиональном обмене с представителями как медицинской, так и психологической психотерапии. После посещения группы прислушайтесь к своим ощущениям: получили ли Вы новые знания и идеи, появилась ли у Вас мотивация к дальнейшей работе, пришло ли к Вам полное или частичное осознавание в рамках запроса, который был заявлен на группе. Если у Вас не появилось таких ощущений сразу после группы и по прохождению некоторого времени, то Вам стоит подумать о смене супервизора и супервизорной группы.
Заключение.
Существует такой психотерапевтический миф, что первые клиенты приносят с собой не проработанные проблемы психотерапевта. Каждый психотерапевт помнит своего первого клиента на протяжении всей жизни.
Не забывайте, что клиенты выбирают нас, а не мы их. Относитесь к Вашим клиентам с уважением и пытайтесь не терять искренний интерес к внутреннему миру тех, кто обращается к Вам за помощью и поддержкой.
Теоретическую и практическую часть психотерапевтического образования может познать каждый, независимо от возраста. Познание самой сути психотерапевтической работы является долгим, возможно, длинной в жизнь, процессом, и чем раньше психотерапевт встает на путь познания психотерапии и поиска своей профессиональной идентичности, тем больше у него будет времени познать его суть.
Я желаю Вам успешной, интересной, вдохновляющей профессиональной деятельности!