ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Экспресс-курс «Основы психологических знаний»

Для старшеклассников и студентов

Руководителям общеобразовательных учебных заведений города Москвы мы предлагаем провести факультативные занятия для учащихся и студентов, интересующихся психологией.

Экспресс-курс рассчитан на 10 занятий по 2 академических часа (офлайн). Курс представлен в виде мини-лекций, примеров из практики, упражнений и раздаточного материала.

За это время слушатели смогут:

В нашем курсе показан процесс формирования индивидуальной картины мира человека, продемонстрировано взаимодействие сознательной и бессознательной части психики, объяснены причины психических нарушений.

Внимательный слушатель получит ясное представление о внутренней душевной жизни человека и о возможностях применения психологических знаний для улучшения качества своей жизни.

 

ПРОГРАММА КУРСА

«Основы психологических знаний».

Целевая аудитория:

  1. Учащиеся 8-11 классов.

Цель курса:

  1. Изучение базовых понятий психологии.
  2. Знакомство с современным состоянием и возможностями психотерапии как практического применения психологической науки.
  3. Приобретение знаний о психологических законах семейных систем.

Методы:

  1. Лекции (10 лекций по 45 мин.) 2. Обсуждения в группе. 3. Упражнения.

Результат:

Участники курса расширят кругозор о возможностях повышения качества личной жизни, обретения психологического благополучия и душевного комфорта.

 

Тематический план

Тема 1. «Базовые понятия. Сознание и бессознательное».

Определение психологии как науки о душе. Уточнение терминологии «дух» и «душа», «чувства» и «эмоции».

История возникновения научной психологии.

Психология, психотерапия и психиатрия — области применения и разница между ними.

Модель «Тело — душа — разум». Мозг рептилии, мозг животного и мозг человека.

Модель сознания. Сознание, предсознание и бессознательное. Сравнение с персональным компьютером. Бессознательное и память.

Содержание бессознательного. Фильтры восприятия. Способы моделирования информации. Формирование картины мира.

Общая психология как фундамент психологической науки. Возрастная и социальная психология. Прикладные отрасли психологии.

Два определения психики. Структура психических явлений. Психические процессы и психические свойства личности. Познавательные психические процессы.

 

Тема 2. «Виды психических процессов».

1. Ощущение как отражение реального воздействия. Зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые ощущения.
Внутренние телесные ощущения. Болевые, пространственные и двигательные ощущения.
Расстройства ощущений. Снижение и повышение порога чувствительности. Парестезии. Сенестопатии.

2. Восприятие как целостное отражение предметов и явлений. Факторы, влияющие на восприятие.
Обманы восприятия. Иллюзии. Галлюцинации. Виды галлюцинаций.

3. Представления как воссоздание предыдущего опыта. Представления памяти и представления воображения. Зрительные, слуховые, осязательные и т.д. представления.
Единичные и общие представления. Произвольные и непроизвольные представления. Репрезентативные системы.

4. Память как процесс накопления, сохранения и воспроизведения опыта. Теории памяти.
Индивидуальная память. Память семьи, память рода, память народа, память человечества.
Принцип ассоциаций. Ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту.
Факторы, влияющие на прочность запоминания.
Виды памяти. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, оперативная и долговременная память.
Расстройства памяти. Амнезии, парамнезии и криптомнезии.

5. Воображение как процесс создания новых психических образов. Влияние новых образов на организм человека.
Виды воображения. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Грёзы, мечты, сон.

6. Мышление. Понятийное мышление. Образное мышление. Формы мышления. Понятие. Суждение. Умозаключение.
Понимание. Ум. Интеллект.
Основные виды умственных операций. Сравнение. Анализ и синтез. Абстракция и конкретизация. Индукция и дедукция.
Речь как орудие мышления и как средство общения. Язык как система условных символов и звуков.
Расстройства мышления, их виды.
Расстройства ассоциативного процесса. Ускорение мышления, замедление мышления. Патологическая обстоятельность. Резонерство.
Патология суждений и умозаключений. Бред. Основные фабулы бреда. Сверхценные идеи. Навязчивые идеи.
Нарушения интеллекта. Виды олигофрении. Идиотия. Имбецильность. Дебильность. Старческое слабоумие. Деменция.

7. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Устойчивость, объем и направленность внимания.

8. Воля как сознательное регулирование своих действий. Потребность. Мотивация. Влечение. Желание. Фрустрация.
Волевое усилие. Структура волевого акта.
Расстройства воли и влечений. Гипербулия. Гипобулия. Абулии. Парабулии. Патологические влечения.

9. Эмоции. Аффект в широком и в узком смысле. Настроение. Собственно эмоции. Алекситимия. Эмоциональный интеллект.
Стенические и астенические эмоции.
Чувство как вид эмоции. Разница между терминами «эмоция» и «чувство».
Эмоциональный стресс. Гомеостаз. Физиологический и психологический стресс. Три фазы стресса. Фаза тревоги. Фаза стабилизации. Фаза истощения.
Виды эмоциональных расстройств. Гипотимия, гипертимия, эйфория, дисфория, тревога, паническая атака, апатия.
Эмоциональная лабильность. Эмоциональная ригидность. Депрессия. Маниакальный синдром.
Значение и функции эмоций. Эмоции как критерий правильности. Положительные эмоции как цель. Понятие счастья.
Эмоции и состояние здоровья. Психосоматические заболевания, их виды.
Эмоции как энергия. Эмоции как основа для выбора способов поведения и мышления.
Роль эмоций в порождении психологических проблем.

 

Тема 3. «Личность».

Личность. Психические свойства личности. Способности. Темперамент. Направленность личности. Мотивация. Характер.

 

Тема 4. «Психотерапия как практическое применение психологии».

Психологическая проблема. Структуры психологических проблем. Уровни психологических проблем. Способы ухода от решения проблем.

Психотерапия как практическое применение психологии. Виды психотерапии. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига.

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Автоматические мысли. «Кодекс невротика». Дезадаптивные стили обработки информации.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Структура личности по Фрейду. Психологические защиты.

Развитие психодинамического подхода (неофрейдизм). Индивидуальная психология А. Адлера. Эго-психология Э. Эриксона. Аналитическая психология К. Г. Юнга.

Трансактный анализ Э. Берна. Модель «Родитель — Взрослый — Ребёнок». Типы межличностных взаимодействий. Правила общения. Психологические игры. Жизненные позиции и сценарии.

Гештальт — терапия Фрица Перлза. Принцип «здесь и теперь».

Научающе — бихевиоральное направление Б.Ф. Скиннера. Тренинг уверенности в себе.

Гуманистическая психотерапия К.Роджерса. Пирамида потребностей Маслоу.

Экзистенциальная психотерапия. Логотерапия Виктора Франкла.

Другие направления психотерапии. Психодрама. Арт-терапия. Эмоционально-образная терапия. Телесная терапия. Трансперсональная и процессуальная психотерапия.

Эриксоновский гипноз. Бессознательное как хранилище ресурсов. Транс как внимание, обращенное внутрь. Идеодинамические феномены как основа гипноза.

Нейро—лингвистическое программирование. История возникновения НЛП. Базовые предположения НЛП. Метамодель. Структура логических уровней. Метапрограммы.

 

Тема 5. «Системная семейная терапия. Теория семейных систем».

Понятие «Системно-феноменологический подход». История появления этого подхода.

Первичные, вторичные и перенятые чувства. Механизм перенимания чувств.

Вина и невиновность в отношениях. Виды совести. Личная, коллективная и родовая совесть. Конфликты разных видов совести.

Законы семейных систем. Закон принадлежности. Закон иерархии. Закон обмена. Изначальные и договорные порядки.

Виды нарушений законов семейных систем и их последствия. Исключенные члены рода. Высокомерие. Парентификация. Триангуляция.

Порядки, действующие в родительской семье. Принятие собственной жизни, родителей, семьи, рода. Базовые движения ребёнка относительно родителей. Прерванное движение любви.

Механизм формирования переплетения ребёнка с другой фигурой (ролью) в системе. Замещающие дети. Взрослый ребёнок на службе у своих родителей. Замещение исключенного, удержание родителей от ухода, несение тяжелого вместо родителей.

Взросление и рост в родительской семье. Формирование сексуальной идентичности. Мужское и женское. Мамины сыновья и папины дочки.

Свободно выбранные союзы. Устойчивые и неустойчивые пары.

Агрессоры и жертвы в роду, их влияние на отношения в паре.

Предпосылки (правила) длительного и счастливого партнерства.

 

Программа курса может быть сокращена или расширена по желанию заказчика.

Также имеются видеозаписи лекционной части курса.


Автор и ведущий программы — Гуров Андрей Иванович, практический психолог, региональный тренер системно-феноменологической психотерапии и системных расстановок.

Контакты: Гуров А.И. +7 (985) 762-01-42, телефон, WhatsApp, Telegram

e-mail: