Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига

Объединение нового типа профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологии

Десенсибилизация и переработка движениями глаз: адаптированная версия

Онлайн+офлайн (Москва)

Продолжительность курса: 99 академических часов
(81 ак.ч. семинаров и вебинаров + 18 ак.ч. самостоятельной работы в малых группах и супервизия)

Формат: один трехдневный семинар в Москве (с прямой трансляцией онлайн) и три 2-х дневных вебинара

Даты проведения:
4-6 ноября 2022 г. (офлайн в Москве+онлайн)
24-25 декабря 2022 г.

28-29-января 2023 г.
11-12 марта 2023 г.

Время проведения: 10-00-18-00

Целевая аудитория: практикующие психологи, врачи психотерапевты, сексологи, психиатры, студенты старших курсов психологических факультетов и медицинских вузов.

 

Автор и ведущий курса:

Доморацкий Владимир Антонович

Доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Действительный член и руководитель модальности «Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), официальный преподаватель международного класса ОППЛ, действительный член Российского научного сексологического общества, вице-президент Национальной саморегулирующейся организации «Союз психотерапевтов и психологов». Проводит длительные обучающие программы по эриксоновскому гипнозу в Лиге, а также обучающие семинары по психотерапии с помощью движений глаз (ДПДГ), краткосрочной стратегической психотерапии, психотерапии сексуальных дисфункций и супружеских дисгармоний, психотерапии психосоматических расстройств в Москве, Минске, Киеве, Кишинёве, Краснодаре, Владивостоке, Новосибирске и др. городах.

Основные направления научной деятельности: изучение механизмов формирования и клинических особенностей невротических и сексуальных расстройств. Разработка и совершенствование подходов по профилактике и лечению невротических и психосоматических расстройств, сексуальных дисгармоний и половых дисфункций с акцентом на методах их психотерапевтической коррекции.

Член редакционных советов журналов «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» (Минск), «Психотерапия» (Москва), «Теория и практика психотерапии» (Монреаль, Канада). Автор и соавтор более 240 научных публикаций, в том числе 12 книг.

Как практикующий специалист проводит терапию лиц с невротическими и психосоматическими расстройствами, аддикциями, сексуальными дисгармониями и дисфункциями.

 

О методе

В русскоязычном пространстве метод «Десенсибилизация и переработка движениями глаз» (ДПДГ), получил широкую известность после выхода в 1998 году в издательстве «Класс» книги его автора Френсин Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: основные принципы, протоколы и процедуры». В последние 5-6 лет, хорошо зарекомендовавший себя более чем за четверть века в терапии целого ряда психологических проблем, поведенческих нарушений и психопатологических расстройств, востребованный практиками по всему миру метод ДПДГ, существенно обогатился за счет новых теоретических представлений о механизмах лечебного воздействия, целого ряда технических приемов и протоколов работы. Большинство изменений и новшеств, существенно расширивших терапевтические возможности метода, нашли свое отражение в предлагаемом онлайн-курсе. Частичная супервизия сессий обучающихся проводится в конце курса для оценки приобретенных ими навыков, уточнения деталей работы и коррекции возможных неточностей в использовании метода.

Что означает «адаптированная версия» в названии курса? Это то, что отличает данную модификацию от более жесткой и догматизированной классики. Ортодоксы от ДПДГ иногда называют подобные версии «грязное ДПДГ», где используются гипнотические пассажи и импровизации, хотя все основные шаги стандартного протокола соблюдаются. По многолетнему опыту такой подход в русскоязычном пространстве, как правило, работает лучше и быстрее. Кстати, опытные западные специалисты успешно используют различные варианты «грязного ДПДГ». Кроме того, основной акцент в работе делается на усиленной нагрузке рабочей памяти клиентов с помощью различных способов билатеральной стимуляции и дополнительных приемов, как это принято у коллег из Нидерландов в их версии EMDR2.0, что существенно ускоряет переработку негативного материала и минимизирует возможность возникновения абреакций.

Ведущий данного курса использует метод ДПДГ и его модификации в своей клинической практике свыше 25 лет (включая EMDR 2.0 в последние годы). Опыт многочисленных сессий с клиентами, проведенных им в 2020 — 22 гг. в Скайпе, Вайбере и ЗУМе, а также отзывы участников нескольких вебинаров по ДПДГ, уже позволяют утверждать, что метод оказался весьма эффективным не только при работе офлайн (что подтверждено несколькими десятками верифицированных исследований), но и онлайн (при условии некоторых технических поправок на дистанционную работу).

 

Краткое содержание курса

Вебинар 1

4-6 ноября 2022 г. (офлайн в Москве+онлайн)

История создания и развития метода лечения эмоциональных травм с помощью движений глаз (ДПДГ — EMDR).

Механизмы лечебного действия: традиционный подход и новые представления. Модель адаптивной переработки информации (АПИ). Теория рабочей памяти. Повышение нагрузки на рабочую память — ключ к ускорению переработки. Особенности работы по версии EMDR 2.0.

Восемь фаз терапии с использованием билатеральной стимуляции (BLS): история клиента, подготовка и оценка, десенсибилизация, инсталляция, сканирование тела и завершение. Стандартная процедура EMDR. Приёмы для обеспечения безопасности клиента. Ресурсные техники в EMDR: безопасное место, внутреннее безопасное место, модификация техники Э. Шапиро «Подключение к ресурсам».

Техники контейнирования негатива. Контейнер для страха.

Особенности работы с отреагированием и блоками. Техники преодоления блокировки переработки.

Когнитивное переплетение и его варианты. Выбор варианта переплетения. «Парковка» при незавершенной переработке. «Техника светового потока» и другие приемы для ослабления тревоги.

Использование EMDR у детей. Общая стратегия психотерапии (работа с прошлым, настоящим и будущим).

Протокол работы с отдельным негативным воспоминанием.

Билатеральная стимуляция как способ самопомощи. EMDR как самостоятельный метод психотерапии.

Некоторые техники работы в парадигме EMDR. Использование «линии времени». «Слепой» психотерапевтический протокол (работа без оглашения проблемы). Рисуночный протокол для взрослых.

Проведение EMDR в групповом формате.

 

Вебинар 2

24-25 декабря 2022 г. (онлайн)

Фобии и особенности сбора анамнеза при навязчивых страхах.

Протокол для выбора мишеней и терапии фобий на линии времени.

Флешфорвард (представления о возможной катастрофе в будущем, вызывающие страх и избегающее поведение) — ключевой аспект большинства тревожно-фобических расстройств (паника, агорафобия, социофобии, навязчивости, боязнь собак, ипохондрия, боязнь медицинских процедур и др.).

Терапия обморочных состояний и страха перед выполнением медицинских процедур (взятие анализа крови и т. п.). Новые подходы к терапии панического расстройства.

Работа с острым горем (синдромом утраты).

Протоколы работы с онкобольными.

Использование EMDR в терапии аддиктивных расстройств. Работа с курением.Терапия химических зависимостей (протокол GraveEx — EMDR).

EMDR в работе с парами. Работа с супружеской изменой.

Авторские протоколы работы с синдромом тревожного ожидания сексуальной неудачи у мужчин и невротическим подавлением оргазма у женщин.

Терапия травм сексуального насилия. Эмоциональные стадии при переработке сексуальной травмы.

 

Вебинар 3

28-29 января 2023 г. (онлайн)

Острые реакции на стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Полные протоколы работы с острой реакцией на стресс (в первые часы после травматического инцидента) и ПТСР.

Особенности работы с жертвами стихийных бедствий и ветеранами боевых действий. Редактор негативных (кошмарных) сновидений.

Инсталляция сценария действий в будущем и проверка ментального видео.

Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (К-ПТСР): клиника, диагностика, Опросник тяжелого детского опыта (ТДО). Факторы, способствующие развитию К-ПТСР. Приемы, ускоряющие переработку и предупреждающие «наводнение» травматическим материалом и абреакции. EMDR 2.0 в травма-ориентированной терапии пациентов с К-ПТСР. Работа диссоциацией и флешфорвардами: стратегии ускоренной переработки диссоциативного опыта.

Шкала диссоциации (DES). Формы диссоциативных расстройств. Работа с психологическими защитами: идеализация себя и других, зависимое поведение, отрицание, вина, стыд, избыточный контроль, защитное избегание. Психологическая защита и уязвимость к диссоциативной абреакции. Протокол работы с дисфункциональной идеализацией агрессивного партнера. Лечение диссоциативных расстройств при помощи EMDR. Рисунки клиентов, как карта их внутреннего мира. Техники работы с частями личности: «диссоциативный стол», «любящие глаза», «метод постоянной инсталляции и ориентации в настоящем, «переплетение рук», «исцеляющий внутренний диалог». Интеграция частей личности.

 

Вебинар 4

11-12 марта 2023 г. (онлайн)

Комплексная терапия EMDR при ожирении и расстройствах пищевого поведения (РПП), связанных с перееданием. Два типы ожирения. Компульсивное переедание. Ожирение. Травма, диссоциация и РПП. Синдром ночного питания. Диссоциативные части при РПП и работа с ними. Ключевые аспекты терапии ожирения и РПП, связанного с перееданием. EMDR для купирования острой тяги к еде и работы с дефицитом контроля за приемом пищи. Работа с триггерами переедания (удовольствие от еды, сильные эмоциональные реакции, внутренние переживания и т. п.) Защиты при РПП и их функции. Работа с защитами при ожирении и РПП (спешка; страх потери веса; голод, как защита; страх перед улучшением; страх отсутствия еды; стыд; гнев; чувство вины и др.). Инсталляция ресурсов. Присоединение к будущему свободному от прежних проблем с перееданием и избыточным весом. Полный протокол работы с ожирением и РПП с перееданием.Протоколы EMDR при работе с обсессивно-компульсивным расстройством и дероессией.

Частичная супервизия работы участников вебинаров в общей группе (в пределах выделенного для этого времени). Обсуждение возможных затруднений, возникающих у участников при использовании EMDR. Подведение итогов обучения.

В рамках обучения ведущий проводит множество демонстраций работы с конкретной проблематикой слушателей курса. Некоторые техники выполняются в групповом формате. Во время курса обучения участникам программы предоставляется возможность практической отработки ряда целого технических приемов и отдельных протоколов. Для этого они попарно распределяются по кабинетам в ЗУМе, где практикуются в сборе анамнеза для дальнейшей работы, проводят переработку отдельных негативных воспоминаний, тренируются в использовании «слепого» протокола (без оглашения деталей проблемы), работают с флешфорвардами и др. Проводится самостоятельная отработка изучаемых техник в малых группах.

Раздаточный материал: текстовые файлы презентаций, ссылки на записи вебинаров.

 

Стоимость участия:

  • при оплате до 1 сентября — 52 000 руб. (11 000 руб. на 5 месяцев*)
  • при оплате до 1 октября — 54 000 руб. (11 400 руб. на 5 месяцев*)
  • при оплате до 4 ноября — 56 000 руб. (11 800 руб. на 5 месяцев*)
  • после начала программы можно присоединиться по стоимости 58 000 руб. (12 200 руб. на 5 месяцев*)
    * размер ежемесячного платежа при оплате в рассрочку.

Членам ОППЛ и слушателям долгосрочных программ «Первого университета профессора В.В. Макарова» предоставляется скидка 1000 руб. при единовременной оплате и 200 руб. в месяц при оплате в рассрочку (скидки суммируются).

По прохождении программы выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца «Первого университета профессора В.В.Макарова».


Дополнительная информация о методе

В основе метода лежит модель ускоренной переработки информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название адаптивной информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При её активизации происходит переработка любой информации, в том числе связанной со стрессами и проблемами выживания. Эти процессы в норме происходят у всех людей на стадии сна, сопровождающейся быстрыми движениями глазных яблок (фаза БДГ— сна). Если по каким-то причинам информационно-перерабатывающая система блокируется, переработки и нейтрализации травматического опыта не происходит. При этом негативная информация как бы «замораживается» и застывает на долгое время в занимаемой ею части нейронной сети в своей первоначальной (обусловленной травматическим переживанием) форме. Нейронные структуры, хранящие в неизменном виде дисфункциональный материал, изолируются от других участков коры головного мозга. Поэтому адаптивная (психотерапевтическая) информация не может связаться с застрявшей и обособившейся информацией о травматическом событии, а значит, не происходит нового научения. Под воздействием различных внешних и внутренних факторов, напоминающих о травме, происходит рестимуляция (активизация) изолированной нейронной сети, что приводит к высвобождению хранящейся в ней информации: образов, звуков, ощущений, вкуса, запаха, аффекта и убеждений, связанных с травматическим событием. При этом субъект не только ярко представляет себе его картину, но заново переживает всю гамму отрицательных эмоций и физического дискомфорта. Таким образом, отсутствие адекватной переработки приводит к тому, что весь комплекс негативных переживаний, связанных с травмой, продолжает провоцироваться текущими событиями, что может проявляться в виде кошмарных сновидений, навязчивых мыслей, избегающего поведения, вегетативных нарушений и т. д.

Суть метода состоит в искусственной активизации процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных сетях мозга. Предполагается, что движения глаз либо альтернативные формы билатеральной стимуляции, запускают процессы, аналогичные происходящим во сне, в фазе быстрого движения глазных яблок. Метод обеспечивает быстрый доступ к изолированно хранящемуся травматическому материалу, который подвергается ускоренной переработке. Воспоминания, имеющие высокий отрицательный эмоциональный заряд, переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения пациентов приобретают адаптивный характер. При ДПДГ происходят быстрые изменения, что отличает метод от большинства других форм психотерапии. Ф. Шапиро (1995) объясняет это тем, что метод позволяет получить прямой доступ к дисфункциональному материалу, хранящемуся в памяти.

Являясь, по сути, интегративным методом, ДПДГ хорошо сочетается с другими направлениями психотерапии. При этом он может использоваться как весьма эффективный способ переработки психотравм любой тяжести. В 2010 г. один из пионеров гешальт-терапии во Франции (с 1970 г.) Серж Гингер опубликовал неожиданную статью “EMDR: an Integrative Approach”, в которой призвал коллег интегрировать «революционный метод EMDR» в свою практику. Он привёл интересную статистику по своим клиентам: 42% клиентов прошли 1-2 сессии EMDR-терапии. Состояние улучшилось у 28% из них. 47% клиентов прошли 3-6 сессий. У 84% из них наблюдалось значительное улучшение состояния.10% клиентов прошли более 7 сессий, улучшение состояния можно было наблюдать у 90% из них! Гингер отмечает, пересечения и сходство EMDR с другими психотерапевтическими подходами. Например, также, как и в гештальт-терапии, EMDR поддерживает клиента в его выражении эмоций в процессе работы с травмой (включая телесные проявления), при этом обеспечивая безопасную рамку с помощью терапевтического альянса и эмпатии. Метод стремится к завершению «незавершенного гештальта» в прошлом клиента. EMDR работает с «полярностями», например, такими, как одновременно присутствующими: — потребностью в безопасности и потребностью в независимости; заботой о чувствах других и отстаивание себя; негативным образом себя («негативное самоубеждение») и желаемым образом, которого человек хочет достичь («позитивное самоубеждение»). Метод обращается как к внутриличностным феноменам, так и к отношениям человека со внешним миром, сходно с тем как происходит работа на «границе контакта» между человеком и средой, в «здесь и сейчас». EMDR так же проводит регулярную оценку ощущений в теле («сканирование тела»). Гингер подчёркивает, что используемые в EMDR протоколы и специальные техники информационного переструктурирования хорошо интегрируются, в гештальт-терапию и в другие психотерапевтические подходы, привнося туда нейрофизиологическое измерение.

 

Показания к применению метода:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у ветеранов локальных войн и гражданских лиц (включая травмы сексуального насилия, последствия нападений, аварий, пожаров, техногенных катастроф и стихийных бедствий); обсессивно-компульсивное расстройство; паническое расстройство; психогенные сексуальные дисфункции;
  • диссоциативные расстройства (при наличии у психотерапевта специальных навыков);
  • зависимость от психоактивных веществ;
  • хронические соматические заболевания и связанные с ними психологические травмы;
  • случаи острого горя (синдром утраты);
  • психосоматические расстройства, в анамнезе которых выявлена психотравма, которая предположительно имеет связь с текущей патологией (этот травматический эпизод подвергается переработке);
  • супружеские и производственные конфликты;
  • проблемы, связанные с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др.

Противопоказания для применения ДПДГ немногочисленны. К ним относят: психотические состояния, эпилепсию, неспособность переносить высокий уровень тревоги (как во время сеансов, так и в промежутках между ними).

Формы работы:

  • лекции
  • демонстрации практической работы с различного рода проблемами участников с использованием ДПДГ
  • работа в парах
  • супервизия

 

Контакты:

Куратор группы Мария Муравьева
+7 (926) 490-99-26,

тренинг-руководитель ЦС ОППЛ Анна Рудольфовна Нерода
+7 (903) 582-49-42,

Записаться


Заказ консультации по телефону

Членство в Лиге: