Мария Карловна Хащанская,
преподаватель кафедры культурологии СПб АППО,
действительный член ОППЛ, г. Санкт-Петербург
1. Интерес и вдохновение
Рассматривая социокультурные процессы с позиций системного подхода, мы имеем возможность понимать причины настоящих процессов и проектировать будущее, меняя свое отношение к прошлому, тем самым выходя на новый уровень степеней свободы. Свобода эта является для нас возможностью делать то, что нам действительно интересно, действительно нравится и хочется делать. Свобода жить с огнем, с желанием, энтузиазмом и творческим вдохновением. Казалось бы, что такой образ жизни естественно привлекателен для человека. Однако практика работы с арт-психологическими и арт-педагогическими группами свидетельствует об ином. В Лаборатории Творчества (Санкт-Петербург) разработано и проводится ресурсное занятие «Врата вдохновения». Суть упражнения в том, чтобы показать участникам, что они могут сами в любой момент и в любом месте создавать свое собственное пространство вдохновения, черпая из него силу и свободу. Чтобы упражнение получилось, необходимо сначала настроить аудиторию на предстоящую работу. Это делается с помощью обсуждения понятия вдохновения по определенному алгоритму. Тема вдохновения обычно интересна всем; редко находится человек, который бы не имел опыта переживания вдохновения. Почти каждый знает, что это за состояние, и с удовольствием позитивно описывает его. Однако на вопрос — Хотели бы Вы находиться в состоянии вдохновения постоянно, около 80% опрошенных отвечают отрицательно. Парадоксально, но факт — люди предпочитают находиться в привычном рутинном состоянии, мотивируя свой ответ тем, что пребывание в состоянии вдохновения для них крайне утомительно. Или тем, что постоянное пребывание в состоянии вдохновения сотрет грань с обыденностью, и чувство свободы притупится, а им бы хотелось испытывать вдохновение редко, но остро. В этом примере мы оказываемся лицом к лицу с тем фактом, что люди, на словах мечтающие о свободе, на деле не хотят иметь вдохновенную свободу быть самими собой. Ведь вдохновение — это всего лишь показатель того, что мы живем, чувствуем, думаем, переживаем, двигаемся, исходя из своей аутентичной глубинной сущности. А значит, имеем возможность пользоваться богатством своего жизненного ресурса, который в обычном повседневном состоянии оказывается связанным, блокированным теми вынужденными действиями, которые нам приходится совершать, потому что надо, потому что должны, обязаны, вынуждены. Вынужденные действия обычно вызывают отрицательные эмоции, и мы выполняем их с неохотой, они напрягают нас, лишая сил. Те же действия, которые интересны нам, исходят из средоточия нашего сердца, желаний, побуждений, становятся для нас источником радости, позитива, могущества, уверенности и внутреннего покоя. Вместе с тем, без многих вынужденных действий наша жизнь не сможет продолжаться. Значит нам следует поменять к ним отношение — наполнить вынужденные действия собственным интересом. Откуда же взять этот самый интерес? Ведь так же, как состояние вдохновения является показателем наличия у человека хорошего жизненного ресурса, так и интерес, особенно подкрепленный действиями по его насыщению, тоже свидетельствует о хорошем энергетическом потенциале. Чувство интереса подобно голоду, оно возникает, когда мы испытываем потребность в новых впечатлениях разного рода. Если нам что-то интересно, мы вдохновенно реализуем действия по насыщению этого интереса. Иногда наш интерес ограничен фокусом определенных целей. Тогда человек испытывает узконаправленное вдохновение на их достижение. Но бывает, что интерес проявляет себя как интерес ко всему, что нас окружает, как интерес к жизни вообще. Именно такой интерес является показателем ресурсного состояния, в котором человек может успешно выстраивать свою жизнь — учиться и развиваться, расти профессионально, общаться с другими людьми, создавать семью, заниматься творчеством.
Что же делать, если нет интереса, или он ограничен, если нет вдохновения? Вспомнить о том, что весь наш ресурс принадлежит нам и находится внутри нас. Активизировать его можно, обращая человека к самому себе, к своей индивидуальности, преломляя окружающую реальность через призму собственного субъективного восприятия. На это направлены методы и технологии арт-педагогики и арт-психологии, позволяющие сделать обучение и развитие в интересным и захватывающим.
Впечатления направленной визуализации упражнения «Врата вдохновения»:
…Я стояла на поляне перед старинным порталом, напоминающим римскую триумфальную арку. Позади и вокруг меня был лес, и я не знаю, что было за ним. Я смотрела в проем древней, позеленевшей от времени арки, ощущая только твердую сухую землю под ногами. В проеме вился перламутровый туман. Больше ничего не было видно, но меня тянуло туда неудержимо. Я медленно двигалась по направлению к порталу, испытывая непреодолимое желание познать самую сущность Вдохновения, которое было создано моим воображением. Несмотря на полную неизвестность, не было ни страха, ни тревоги, только влечение, которое двигало мною. Вот я вхожу в проем арки, испытывая особое состояние п р е д в о с х и щ е н и я…, задерживаюсь в здесь, чтобы почувствовать, осознать, прожить это удивительное состояние и полностью насладиться им…, и делаю шаг в клубящийся туман. Конечно, мне следовало бы ожидать, что в пространстве вдохновения нет твердой опоры, и поэтому я лечу, распластавшись в потоках перламутрового тумана. Это довольно приятно и любопытно, тем более, что туман постепенно рассеивается, и я все более отчетливо вижу землю под собой. Как здорово смотреть на нее сверху, ощущая потоки воздуха на коже! Однако хоть я и нахожусь очень высоко, и лететь вниз мне еще долго, все же лечу я именно вниз. И, рано или поздно, должна буду упасть на эту прекрасную землю, что может закончиться для меня весьма печально. Я немного обеспокоена этой перспективой, но в глубине души знаю, что все со мной в порядке, и где-то рядом есть замечательный выход из положения. Несмотря на это внутреннее знание, я продолжаю пребывать в свободном падении, неуклонно приближаясь к земле. Что же делать? — восклицаю я, скорее в недоумении от того, что земля приближается, а решение не приходит, чем в отчаянии от своего безвыходного положения… и неожиданно для себя ясно слышу голос… совсем рядом, из-за плеча, тихий, искренний, удивленный: ЧТО ЖЕ ТЫ? У ТЕБЯ ЖЕ ЕСТЬ КРЫЛЬЯ! Как я могла забыть??? У меня же действительно есть крылья! Они сложены в пространстве лопаток и давно ждут своего часа, чтобы свободно развернуться в полете). Я с наслаждением, словно потягиваясь от сладкого сна, разворачиваю крылья и начинаю свободно парить, свободно выбирая направление движения и высоту, то приближаясь к земле, то поднимаясь вверх. Теперь, спокойно осматривая простирающийся внизу ландшафт, я вижу древнюю римскую арку, которая стала для меня ключом к новой свободе. Я думаю, что хотела бы остаться в этой реальности навсегда, что мне вовсе не хочется возвращаться назад. И в этот момент понимаю, что теперь, когда я могу управлять своим полетом, мое реальное пространство и мое пространство вдохновения стали одним целым безграничным небом…
2. Арт-педагогика и арт-психология
Термин арт-педагогика появился сравнительно недавно — в середине прошлого века. Педагоги и психологи вкладывают в него различный смысл. Для психологов арт-педагогика часто является синонимом арт-терапии и используется в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями. Однако в последнее время педагоги все больше обращаются к методам и технологиям арт-педагогики для повышения эффективности работы с нормальными и одаренными детьми1. Н.Ю. Сергеева2 проанализировала содержание понятия арт-педагогики. Она разводит понятие арт-педагогика с понятиям арт-терапия, обращая внимание на то, что эти направления, пользуясь одними средствами, имеют разные цели. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в то время, как арт-педагогика способствует достижению целей и решению задач образования. Единого мнения относительно определения арт-педагогики к настоящему времени не сложилось. Сергеева предлагает рассматривать арт-педагогику как «современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач».3
Однако, корень арт — говорит не только об использовании средств искусства (как творческого отражения действительности и воспроизведение ее в художественных образах) для решения педагогических задач. Art переводится еще и как мастерство. Педагогика является не только наукой, но и искусством, то есть, мастерством. Мастерством образовывать не насильственным вдалбливанием программного материала, но искусством обучать самостоятельной исследовательско-поисковой работе, мотивировать к познанию и обучению, воспитывать личностные качества, способствующие успешной социализации и самореализации.
Обучение в рамках традиционной классно-урочной системы воспринимается сегодня как насаждение извне жестких рамок, приучение действовать по определенным правилам, в соответствии с инструкциями. Это вызывает протест и способствует внутреннему конфликту, дестабилизирующему психику человека. Процесс обучения становится более качественным и эффективным, когда человек, чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении мастерства, профессионализма в тех областях, к которым у него есть склонность, «сродство», как писал Г.Сковорода, который сам был талантливым педагогом.4 Из этого следует, что для успешного обучения с последующей успешной реализацией в социуме важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного обучения важно держать цель на результат — самореализацию.
Исходя из этого, цели арт-педагогики можно определить как создание условий, при которых обучение становится важнейшей ценностью и потребностью человека.
Задачи арт-педагогики можно разделить на стратегические и тактические.
Стратегические:
Тактические:
С помощью каких средств можно решить поставленные задачи? Тех, которые способствуют познанию себя и окружающей действительности, поскольку интерес к самому себе и к тому, что непосредственно окружает, является одним из самых мощным фактором мотивации.
Среди них можно назвать средства:
Эти средства используются для того, чтобы сделать процесс обучения и развития интересным, привлекательным, доставляющим удовольствие как от познания, исследования, научения, так и от общения с учителями и другими учениками. Для того, чтобы пробудить и развить в учениках внутреннюю потребность в обучении.
Арт-психология — это направление практической психологии, которое эффективно решает разнообразные проблемы человека с помощью творчества. Это психологическое направление активно использует проективные методики и метафорические практики для личностного роста и развития, гармонизации эмоционального состояния, самопознания.
3. Обучающие арт-педагогические и арт-психологические методики. Методы и технологии арт-педагогики в обучении языку изобразительного искусства.
Обучающий курс повышения квалификации педагогов «Методы и технологии арт-педагогики в обучении языку изобразительного искусства» (72 часа) разработан и реализуется с 2011 года на кафедре культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, а также проводится с пожилыми людьми в рамках программ университета «Серебряный возраст» (Санкт-Петербург).
Обучение языку изобразительного искусства способствует повышению культурного уровня, а значит и личностному развитию, поэтому курс может быть полезен специалистам помогающих профессий — педагогам любых предметных областей, учителям начальных классов, воспитателям, психологам, социальным работникам и, кроме того, всем, кто заинтересован в развитии своего творческого потенциала.
Обучение позволяет за счет активизации жизненного ресурса в короткий срок овладеть языком изобразительного искусства как инструментом творческого самовыражения. Результат достигается благодаря интеграции методов практической психологии и образовательных методик обучения языку изобразительного искусства.
Обучающий курс может быть использован для личностного развития, профилактики профессионального выгорания, для повышения мотивации к обучению, как детей, так и взрослых, включая людей пожилого возраста.
Курс построен в виде цикла обучающих семинаров и может проводиться в разных форматах. Варианты форматов:
Обучение осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
Программа включает теорию и практику обучения законам цветового круга в интеграции с методами практической психологии. Занятия объединены основной смысловой темой «Природные стихии».
Участниками обучения создаются творческие работы в различных изобразительных техниках, которые становятся для них ресурсными якорями.
По окончании курса проводятся выставки. Так, две выставки учителей прошли в Академии в 2012 и 2013 годах; весной 2011 и весной 2013 года итоги курса для пожилых людей экспонировались в выставочных залах ЛЕНЭКСПО.
Данная методика может быть реализована в виде программы арт-психологических семинаров, «Творчество как ресурс», каждый из которых рассчитан на 6-8 учебных часов и может проводиться автономно.
Арт-психологический семинар — это обучение изобразительному искусству как средству самопознания и творческого самовыражения, достижения внутренней гармонии и решения проблемных жизненных ситуаций, что способствует:
Результатом обучения станет:
Важным достижения результата является внутренняя работа самого человека, его желание стать сотворцом своей жизни, открывая в себе неисчерпаемый источник творящей энергии.
Источник жизни — вдохновенье —
На крыльях творчества влечет,
Тебя туда, где нет сомнений,
Что мы способны на полет.
И ты внезапно ощущаешь,
Дыханье крыльев за спиной
И с удивленьем расправляешь
Их паруса над головой.
Пари над миром, пролетая
Над всем, что вызывало страх,
И боль, и горечь, и печали —
Черпай уверенность в крылах.
Они присущи до рожденья
Тем, кто в себе преодолел
Ограниченье вдохновенья
Свободы творчества предел.
Кто не боится напряженья
Душевных и духовных сил,
Тем, кто еще до сотворенья
О муках творчества просил.
В тебе растут и зреют крылья,
Способные всегда поднять -
Как плод духовного усилья
Как вдохновения печать.
1 Т.А.Соколова. Научно-методические подходы к выявлению одаренных детей и решение их проблем с использованием артпедагогических технологий. Рукопись., 2011.
2 Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ — 2008. — № 1 (11). — Т.2. — с. 114 -120.
4 Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М.. 1973. Т. 2.
5 «Произведение искусства как метафорическая карта». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012.