Член Центрального Совета, председатель комитета по медиации ОППЛ Н.М. Лаврова, г. Санкт-Петербург
д Н.М. III Съезду
Уважаемые коллеги,
цель работы комитета медиации ОППЛ в отчетном периоде заключалась в популяризации и развитии медиации как высокоэффективного инструмента урегулирования споров в различных сферах деятельности общества, в активном введении медиации в деловые отношения России, во внедрении психологического инструментария в работу медиатора, в разработке программ медиативной и конфликтологической компетентности профессионалов помогающих профессий, в подготовке профессиональных медиаторов, в консолидации медиаторов.
Принятие Государственной думой Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и от 27.07.2010 №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» знаменует собой важный этап на пути совершенствования способов и форм урегулирования правовых споров и говорит о том, что Россия присоединилась к общемировым процессам интеграции медиации в правовую культуру.
В современном мире идет активное развитие медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров. Этой проблематике уделяется внимание на уровне Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты и т.д.
Возрождение и активное использование примирительных процедур (медиации) в Российской Федерации при урегулировании правовых конфликтов является инновационным направлением в развитии отечественной психологии, социологии, психотерапии, юриспруденции, важным вкладом в дело укрепления правовой культуры российского общества, способствует развитию толерантности общества, содействует развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, ведет к гармонизации социальных отношений, является непреложным условием успешного социально-экономического роста нашей страны.
Формирование современной модели примирительного посредничества в России ознаменовалось разработкой и принятием законодательства о медиации, построенного по западноевропейскому образцу.
В настоящее время становится актуальным вопрос о внедрении медиации во все сферы общества, 2016-2017 годы ознаменовались созданием служб школьной медиации в образовательных организациях в нашей стране, профессиональные медиаторы ОППЛ принимают активное участие в создании модели Системной школьной медиации.
1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации в России была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
11 сентября 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы».
15 октября 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев Распоряжением №1916-р утвердил План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы.
В октябре 2012 года Правительством РФ был утверждён план первоочередных мероприятий по реализации первого этапа Национальной стратегии.
С целью реализации пунктов 59,61, 62,64 и 65 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии, была разработана и принята Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 64 Плана, Министерство образования и науки РФ разработало Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях.
Во исполнение Указа Президента России от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и поручения Президента по итогам заседания президиума Госсовета о государственной политике в сфере семьи, материнства и детства, 4 марта 2014 года Министерством образования и науки РФ подготовлен План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений второго этапа Национальной стратегии. План содержит 81 мероприятие, и подготовлен с учётом результатов анализа ситуации в сфере защиты прав детей в России, в том числе результатов мониторинга правоприменения в этой сфере.
Поручением Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец от 08.05.2015 года № ОГ-П4-3106 утвержден межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным, комитет по медиации разрабатывает модель системной школьной медиации, при комитете действует рабочая группа по СШМ под руководством Романовой Е.А.
В современном обществе во все большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности — социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. Поэтому сотрудничество с Ассамблеей народов Евразии помогает нам развивать этномедиацию, планируется создание рабочей группы по развитию этномедиации в нашем комитете.
В комитете по медиации ОППЛ с 2016 года работает рабочая группа по развитию медиации в сфере здравоохранения, руководитель — Н.В. Голубева.
Комитет по медиации ОППЛ сформулировал предложения по мерам защиты медицинских работников и по созданию системы правовой и юридической защиты медицинских работников и медицинских организаций. Налаживаются контакты с Национальной врачебной палатой.
Медиация во всем мире использует психологический инструментарий для проведения медиации на всех ее стадиях (премедиации, медиации, постмедиации), в связи с этим расширение сферы применения медиации обусловлено раскрепощением личности в современном мире. Свободный человек, осознав свои права и отстаивая свои интересы, активно вступает в споры. Именно медиатор, опираясь на свою компетенцию, содействует урегулированию конфликтов с удовлетворением ожиданий спорящих сторон, а не судебная система с ее подчинением требованиям закона. По мере возрастания социальной значимости медиации увеличиваются требования к компетенции медиатора. Происходит постоянное обогащение арсенала медиативных методов. Вместе с тем, из-за многообразия методов и подходов затрудняется взаимопонимание профессионалов, что препятствует распространению позитивного опыта и отбору наиболее перспективных моделей медиации. ОППЛ способствует отражению практического опыта медиации и представляет сведения об использовании психологического инструментария, помогающего спорным сторонам включиться в процесс медиации и достичь мирного соглашения. Особое внимание обращается на соблюдение правовых норм и на взаимодействие с юристами.
Опыт применения медиации при урегулировании правовых конфликтов в Германии, Италии, Нидерландах, Англии, Австрии и других европейских странах — наглядное тому подтверждение. Успешно процедуры медиации применяются в США, Китае, Австралии.
Активное развитие процедур медиации происходит и на постсоветском пространстве, в частности в Белоруссии, Казахстане, Молдове.
ОППЛ продолжает деятельность по продвижению и развитию медиации в нашей стране:
1. Комитет по медиации, созданный на 13 съезде ОППЛ (5 октября 2011), руководитель комитета по медиации: Н.М. Лаврова, члены комитета: О.И. Рубан, И.А. Чеглова, с 2015 г. в комитете по медиации работает рабочая группа по медиации в системе образования, руководитель Е.А.Романова, в 2016 г. организована рабочая группа по медиации в сфере здравоохранения, руководитель Н.В. Голубева. В 2016 году в г. Севастополе создана рабочая группа по развитию медиации в Крыму, руководитель рабочей группы С.В. Бакулина.
2. Комитет по медиации за отчетный период рассматривал следующие вопросы:
3. В феврале 2017 г. в рамках VII Санкт-Петербургского Конгресса психотерапевтов, психологов-консультантов и практических психологов «Психотерапия, психофамакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого» были проведены круглый стол, мастер-классы, сделаны пленарные доклады и организованы секции, посвященные теме медиации, конфликтологии, психотерапевтической модели медиации, системной школьной медиации, системной семейной медиации в здравоохранении, коммерческой медиации.
4. В июне 2017 г. представители комитета медиации ОППЛ в рамках Саммита психологов института практической психологии ИМАТОН принимали участие в конкурсе «ЗОЛОТАЯ ПСИХЕЯ», Н.М. Лаврова стала лауреатом конкурса в номинации лучший психологический инструментарий года с авторским методом «Карта медиации». В рамках Саммита психологов Н.М. Лаврова провела мастер-класс по системной семейной медиации «Развестись нельзя примириться».
5. За отчетный период рабочая группа по Системной школьной медиации продолжила работу по информированию заинтересованных сторон (общественные организации, учебные заведения, отдельные граждане) об основных целях и задачах программы системной школьной медиации, этапах её реализации и ожидаемых конечных результатах; были предприняты шаги по расширению сферы применения СШМ. Было продолжено движение по предложению включения программ СШМ в благотворительной сфере; были подготовлены и поданы документы на получение грантов на реализацию обучающих программ по СШМ в нескольких регионах РФ.
Учебные заведения:
6. В Новосибирском центре медиации (руководитель Рубан О.И.) продолжается активная работа по развитию судебной медиации: открыты комнаты медиации при судах общей юрисдикции г. Новосибирска.
В Новосибирске проведены семинары по теме «Взаимодействие судебной системы и профессионального сообщества медиаторов.
Ежемесячно проводятся заседания Клуба действующих медиаторов.
7. Продолжает работать супервизионная группа по медиации, организованная в 2012 г. (супервизоры ОППЛ: Лаврова Н.М., Макарова Г.А., Чеглова И.А.).
8. Центральный Совет ОППЛ в отчетный период выносил на рассмотрение вопросы, связанные с развитием медиации в России:
9. Круглые столы по медиации прошли в Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Новосибирске, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Кирове, Сургуте, Красноярске, Челябинске, Симеизе, Евпатории, Уфе, Томске, Новосибирске (Н.М. Лаврова, И.А.Чеглова, О.И.Рубан, Е.А.Романова, Н.В.Голубева, С.В.Бакулина).
10. Члены комитета по медиации регулярно проводят презентационные лекции по медиации в рамках конференций, конгрессов, декадников ОППЛ.
11. Представители комитета по медиации принимали участие в «Первом съезде народов Евразии» в июне 2017, руководитель комитета по медиации Н.М. Лаврова сделала доклад на тему развития этномедиации в рамках панельной дискуссии «Этнокультурный диалог на Евразийском пространстве», руководитель рабочей группы по развитию школьной медиации Е.А. Романова приняла участие в работе панельной дискуссии «Этнокультурный диалог и медиация».
12. Член комитета по медиации И.А. Чеглова разработала полимодальную сценарную модель развития и разрешения конфликта, которая будет доложена на секции «Медиация» в октябре 2017 г.
И.А. Чеглова вошла в состав закрытого бизнес-сообщества «Конгресс-коллегия». В рамках сообщества она организует работу коллегии по медиации и урегулирования конфликтов.
В рамках решения комитета по медиации по популяризации медиации И.А.Чеглова запустила страничку в ФБ «Азбука медиации с Ириной Чегловой». В настоящее время у группы 174 подписчика.
13. ОППЛ осуществляет в Москве образовательный проект «Медиация. Базовый курс», «Медиация. Особенности применения медиации», «Медиация. Тренерский курс» по программе подготовки медиаторов, утвержденной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. №969 «О программе подготовки медиаторов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №50, ст.6706).
Комитет по медиации развивает онлайн программы обучения, проводит вебинары по медиации.
В сентябре 2017 стартует очередной образовательный проект «Медиация. Базовый курс».
14. В ОППЛ с 2011 г. осуществляется международное сотрудничество в области медиации с Международной ассоциацией системной медиации (Италия), с Институтом семейной психотерапии по развитию модели системной семейной медиации (директор Родольфо де Бернарт), Флоренция, Италия.
15. За отчетный период в печатных изданиях ОППЛ («Профессиональная психотерапевтическая газета», журнал «Психотерапия») и других изданиях были опубликованы актуальные научно-практические материалы (аннотации докладов, тезисы, статьи), посвященные теме медиации. Под редакцией профессора В.В.Макарова в рамках серии «Практическая и консультативная психология» издаются и готовятся к изданию книги и методические рекомендации по медиации.
16. Представители комитета по медиации ОППЛ принимали участие в XVIII Всемирном конгрессе по психотерапии 24-28 июля 2017 (Париж, Юнеско), О.И. Рубан представляла доклад «Российская интегративная методология психотерапии и медиации Дианализ» и мастер класс «Активная медиация брака».
Члены комитета по медиации проводили активную работу в средствах массовой информации по популяризации в обществе медиации, психотерапии, практической психологии, психологического консультирования, по информированию специалистов и населения России о новой профессии медиатора и медиативной услуге, о возможностях альтернативного суду способа урегулирования споров и развития медиативной компетентности специалистов.