Рубрика «Послесловие»
В рамках VI Международного научно-практического конгресса практических психологов, психологов консультантов и психотерапевтов в Санкт-Петербурге «Наука и практика российской психотерапии и психиатрии: достижения и перспективы развития»
5-6 февраля 2016 года, г. Санкт-Петербург
Секция докладов проходила 6 февраля 2016, присутствовало 25 участников, было заслушано 7 докладов.
Выступали: Иванова Е.Н., Лаврова Н.М, Лавров В.В., Лавров Н.В., Романова Е.А., Яблонская Н.В., Шeхолм Л.Ю.
Авторы докладов полагали, что в эпоху глобальных вызовов актуальность медиации возрастает, т.к. применение медиации для урегулирования споров снижает конфликтность в обществе и создает благоприятную среду для сотрудничества и взаимопонимания, что способствует созданию более комфортной социальной среды в обществе. Накопив арсенал методов, способствующих разрешению споров в общественных, деловых и семейных отношениях, медиация плодотворно применяет эти методы для предотвращения конфронтации в коллективе. Имеется в виду не достижение «управления конфликтами», а созидание социальной среды, благоприятной для конструктивного взаимодействия, исключающего возникновение конфликтов. Такая среда характеризуется взаимопониманием, толерантностью и личной ответственностью членов коллектива. Ее формирование обеспечивается построением эффективной системы коммуникации. Современные знания в области информатики и нейронаук служат теоретической базой для инновационных подходов к налаживанию коммуникации в ходе медиативных переговоров.
Принципиальная особенность медиации — наличие доверительности в проводимых переговорах. Доверительность обеспечивается соответствием контекстов и преодолением коммуникативных барьеров, создаваемых негативными эмоциями агрессии, страха и огорчения. Негативные эмоции провоцируются опасениями, возникающими в предвидении подавления личностных прав и свобод, а также нарушения справедливости. Обсуждение сущности свободы и неизбежности ее ограничений, вместе с осознанием условных рамок равноправия и справедливости в иерархически организованном обществе способствует взаимопониманию спорных сторон и облегчает поиск согласия в конфликтах.
Сравнение конфликтов, провоцируемых опасениями подавления свободы и нарушения справедливости, показывает, что наиболее острые конфликты возникают в школьной, студенческой среде и межэтнических отношениях.
Дискуссия на секции была посвящена актуальности применения медиации в России. Особый интерес вызвали проблемы медиации в образовательных учреждениях (системная школьная медиация), студенческая медиация, межнациональная (межэтническая медиация), а также вопросы форм, целей, методов, моделей медиации и их отражения в практике; использования психологического инструментария в практике медиации и вопросы вовлечения спорных сторон в медиативный процесс, вопросы манипуляции информацией и социального согласия. Выступавшие подчеркивали значимость супервизии в медиации.
Лаврова Н. М.