Рубрика «Статья номера»
Макарова Екатерина Викторовна — психотерапевт, психоаналитик, аккредитованный супервизор ОППЛ, соруководитель комитета ЦС ОППЛ по личной терапии и балинтовскому движению, председатель международной секции ОППЛ, председатель молодежной секции Всемирного Совета по психотерапии, сооснователь проекта onlinetherapy24.ru.
Уважаемые читатели, для начала позвольте разобрать некоторые вопросы, касающиеся нашей профессии. Что представляет собой психотерапевтическое образование? Чему необходимо научиться, чтобы стать психотерапевтом?
Психотерапевтическое образование, в независимости от выбранного метода, состоит из теории. Теории личности, теории развития, теории о причинах появления и становлении болезни или расстройства, теории психотерапевтической работы и функций частей личности. В то же время, психотерапевтическое образование является практическим образованием. Будущий профессионал наблюдает за работой опытных психотерапевтов, изучает литературу, методики практической и научной работы, навыки организации и активизации психотерапевтического процесса. Эта часть психотерапевтического образования ничем не отличается от любого другого профессионального образования. Она доступна взрослому человеку независимо от его возраста.
Личная терапия является неотъемлемой частью психотерапевтического образования. Успешно пройденная личная терапия позволяет психотерапевту не только понять суть психотерапевтического процесса, но и искренне поверить в эффективность психотерапии. Российская психотерапия несет в себе культуру врачебного восприятия профессии, поэтому приверженцы психиатрической психотерапии часто считают, что самому психотерапевту не нужна личная терапия. Кроме этого, представители непрофессиональной и ненаучной психотерапии распространяют мнение, что личная терапия не нужна профессионалу. В современном международном профессиональном психотерапевтическом сообществе прохождение курса личной психотерапии является само собой разумеющимся фактом нашей профессии. Профессионал, не прошедший личную терапию и занимающийся психотерапевтической деятельностью, рискует навредить себе и своему клиенту.
У каждой школы психотерапии и консультирования есть свои традиции обучения кандидатов на образование специфическим методам и проведения личной — учебной терапии. Новые регуляции ОППЛ направлены на введение общих для всех специалистов практикующих психотерапию минимальных стандартов о прохождении личной терапии. Принятие общих стандартов по личной терапии имеет большое значение для профессионального сообщества. Наличие обязательной личной терапии в системе образования и аккредитации профессионала позволяет отсеивать и не допускать тяжело психически больных людей в профессиональное образование. Кандидаты на образование с психическими расстройствами могут навредить, как пациенту, так, и самому себе. Далее общие минимальные стандарты подготовки профессионалов-психотерапевтов позволят поднять общий уровень эффективности российских психотерапевтов.
Синонимами понятия «личная терапия» в разных школах являются личностный опыт, познание границ своей личности. В свою очередь личная терапия подразделяется на две части: учебная психотерапия и психотерапия специалистов. Учебная терапия осуществляется на до — дипломном уровне. В лучшем варианте с неё важно начинать образование.
Проанализировав опыт наших зарубежных коллег, особое внимание можно уделить некоторым итогам исследований в области психотерапевтического образования и профессионального становления психотерапевтов.
Согласно новому положению ОППЛ о личной терапии, каждый соискатель, получающий психотерапевтическое образование, приглашается пройти курс личной терапии в минимальном объеме в 50 (астрономических) часов. Это — стандарт для всех модальностей.
Мы выбрали такой стандарт, чтобы избежать излишней патологизации в процессе обучения психотерапевтов. Во-первых, в случае, если начинающему специалисту нечего «разбирать» у личного терапевта, мы исключаем процесс придумывания симптомов. Во-вторых, мы уходим от патологизирующей традиции в психотерапевтическом образовании, согласно которой самый не здоровый соискатель считается самым ресурсным.
В наших же интересах формировать реалистичное представление о терапии в глазах кандидатов на образование, которые в этом процессе выступают в роли клиента. Сегодня мало кто из практикующих психотерапевтов может “похвастаться” ведением клиентов на протяжении более чем 350 часов в кратчайший срок времени.
Конечно, мы рекомендуем нашим психотерапевтам находиться в процессе личностного роста на протяжении всей профессиональной жизни, при этом, нашей целью сегодня является не принуждение начинающих специалистов к зависимости от более опытных представителей профессии, а развитие зрелого и осознанного профессионального сообщества. Внутри каждой модальности ОППЛ могут присутствовать свои стандарты касательно необходимого объема курса личной терапии, но общим минимумом являются 50 часов.
Нередко работу обучающего терапевта по ошибке сравнивают с клинической работой. Работа обучающего психотерапевта — это работа, направленная на развитие ресурсов претендента в психотерапевты.
Курс общей (независимой от метода) учебной личной терапии направлен на:
Общие стандарты для единого профессионального пространства имеют большое значение для профессионального сообщества, они позволяют осуществлять контроль за допуском в профессию, позволяют создать общий высокий уровень профессиональной подготовки и гомогенное профессиональное пространство.
Практическая сторона регуляции.
Каждая модальность приглашена принять решение о стиле проведения личной терапии внутри модальности. Ведущий личной терапии может как признать часы личностного роста кандидата после проведения одной или нескольких встреч, так и сам провести все 50 часов личной терапии тет-а-тет или в групповом формате.
Претендент на получение личной терапии, он же — кандидат на психотерапевтическое образование, выбирает своего терапевта из предложенного Лигой перечня. С терапевтом заключается договор на проведение личной психотерапии. В частности, намечается план личной психотерапии. Этот план должен включать в себя, в независимости от модальности, основные позиции:
В завершение личной терапии личный терапевт подписывает сертификат, где указывается число часов, модальностей и специалистов, проводивших терапию. Обязательной является фраза: «Учебная терапия завершена», свидетельствующая о том, что претендент на получение статуса психотерапевта по своим личностным качествам может получить такой статус. Тем самым личный терапевт принимает на себя всю полноту ответственности за своего ученика, в том числе, за его личностную зрелость, профессиональную гармоничность и этическую составляющую.
Откуда же возьмутся личные терапевты? Сегодня ими могут быть действительные члены Лиги, держатели Европейских и Всемирных сертификатов психотерапевта.
На переходный период, который будет продолжаться 5 лет, корпус личных терапевтов будет формироваться из действительных членов Лиги, рекомендованных модальностями для включения в реестр личных терапевтов Лиги. В дальнейшем личной терапией будут заниматься специально подготовленные профессионалы, признанные в качестве личных терапевтов модальностями и вошедшие в реестр Личных терапевтов ОППЛ.
Контролирующим и аккредитующим органом по вопросам личной психотерапии является комитет по личной терапии ОППЛ.
Такие общие стандарты позволят повысить уровень подготовки и качества образования практикующих психотерапевтов, что скажется на повышении качества работы и позитивном развитии всего нашего профессионального сообщества.
Если Вы хотите получить статус личного терапевта, пожалуйста, заполните данную анкету, приложите к ней рекомендательные письма, вашу фотографию и пришлите на электронный адрес председателя комитета по личной терапии:
Анкета — заявка на присвоение статуса личного терапевта ОППЛ: