ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Доклад Марчик Анастасии

Тема исследовательской работы: «Конфликты в образовательной среде»

Авторы: Марчик Анастасия, Камоцкая Юлия, 10 класс МБОУ СОШ №165

Руководитель: педагог-психолог МБОУ СОШ №165 Бокта Оксана Александровна

Конфликты в образовательной среде — очень актуальная тема, так как в напряженном ритме школьного общения постоянно возникают ситуации, провоцирующие бурный всплеск эмоций, и нам очень трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. В процессе обучения в школе постоянно наблюдаем развитие конфликтных ситуаций между учащимися, учащимися и учителями.

Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом, образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы.

Цель исследования: изучение уровня конфликтности учащихся МБОУ СОШ №165, разработка шагов по созданию низкоконфликтной школьной среды.

Задачи:

В психологии существует множество определений понятия «конфликт».

Конфликт (от лат. conflictus) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет».

По статистическим данным, первое место по численности школьных конфликтов занимают конфликты между учащимися. Такие конфликты могут достаточно быстро быть урегулированы педагогом, имеющим некоторые навыки в применении техник медиации.

Вторым наиболее распространённым конфликтом является конфликт между учителем и учащимися.

Третий по частоте конфликт — это «учитель-родитель», в который зачастую втягивается ребёнок.

На основании теоретических материалов нами была разработана анкета для учащихся по изучению уровня конфликтности.

Опрос проводился в 2010-2015 учебном году на параллели 5-х, 7-х, 9-х и 11 класса, в анкетировании приняло участие 272 учащихся.

Анкетирование, обработка и анализ полученных данных мы проводили под руководством школьного педагога-психолога.

В результате анкетирования нами были получены следующие результаты.

На вопрос «Возникают ли у вас с жизни конфликты?» большинство учащихся ответили «часто» и «редко», то есть практически все были участниками конфликта. Наиболее конфликтными оказались 9-е (31%), 7-е (25%) и 11 (27%) классы, хотя у пятиклассников меньше опыта в решении конфликтов, но они реже остальных конфликтуют.

Чаще всего конфликтные ситуации в школе возникают у учащихся 9-го класса, реже у учащихся 11 класса, то есть они конфликтуют чаще в повседневной жизни, чем в школе.

Самые распространённые конфликты в нашей школе происходят между учениками (около 50-60%), у учащихся 9,11 классов есть конфликты с учителями (25% и 36% соответственно), возможно, это связанно с предстоящей итоговой аттестацией.

На диаграмме видно, что конфликты в школе чаще всего происходят из-за оскорблений, обмана, сплетен и обид. На параллели 7-ых классов идет борьба за авторитет (14% учащихся).

Существуют несколько способов выхода из конфликта: избегание, приспособление, соперничество, компромисс — решение конфликта через взаимные уступки. Разрешая конфликт, таким образом, оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся получить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отношений, сотрудничество — предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.

Большинство учащихся нашей школы умеют разрешать конфликты конструктивным путём через сотрудничество с другими людьми (около 40% учащихся 7-11 классов) и взаимные уступки — компромисс (20-25%). В меньшей степени умеют сотрудничать учащиеся 5-х классов. Хочется отметить, что около 30% учащихся 7-х и 11 класса не стремятся к разрешению конфликтов.

Помощь в решении конфликтов больше всего нужна ребятам из 5-х классов (37% учащихся ответили «да»), а учащимся 11 класса — не нужна. Из учащихся, давших положительный ответ, ждут помощи от сверстников и друзей 45-50% учащихся 5-х и 9-х классов. Пятиклассники также доверяют учителям (26%), к 9 класса возрастает роль родителей в помощи (и психолога (27% и 18% соответственно).

Из результатов диагностики видно, что:

Проведя данное исследование, мы задумались, как можно создать менее конфликтную образовательную среду, помочь пятиклассникам освоить методы и приёмы конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Мы планируем с учащимися 5-х классов проведение коммуникативных ролевых игр и упражнений, направленных на развитие способов взаимодействия, таких, как сотрудничество и решение конфликта через взаимные уступки (компромисс).

Создание Школьной службы примирения — наша перспектива, необходимая для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в школьной среде. Медиация (от анг. mediate — посредничать) — представляет собой метод разрешения конфликта путём переговоров сторон при участии третьего человека — нейтрального посредника, медиатора.

 

Памятка по конструктивному разрешению конфликтов

«Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».

Георгий Александров