УДК 159.92 (08)
ББК 88.3я43
Р 17
Бердникова А.Г. к.филол.н., руководитель кафедры педагогики и психологии гимназия № 6 ОЦ «Горностай»
Кузенкова В.М. гимназия № 6 ОЦ «Горностай» (Новосибирск)
Berdnikova, A. G. the candidate of philological sciences, head of pedagogic and psychological department of the Educational Centre «Gornostay» Russia
Kuzenkova V.11 «М» of the Educational Centre «Gornostay» Russia Novosibirsk
Аннотация
Статья посвящена описанию мотивов прокрастинации современного подростка, оценке уровня осознанности мотивов прокрастинации, мерам повышения осознанности современного человека в этой области.
Ключевые слова: прокрастинация, мотив, уровень осознанности
Abstract
The article describes the motives of procrastination modern teenager, assess the level of awareness of the motives of procrastination, measures to strengthen the consciousness of modern man in this area.
Keywords: procrastination, motive, level of awareness
«Пока мы откладываем жизнь, она проходит»
Сенека
Жизнь современного человека движется во все более и более ускоряющемся темпе. Для повышения адаптивности человека к условиям его жизни психика вырабатывает новые механизмы защиты. Одному из таких механизмов посвящено предлагаемое ниже исследование.
Обыденному понятию наивной картины мира «лень» может быть подобран аналог научной картины мира «прокрастинация». В последние годы «прокрастинация» начинает активно изучаться, выходит много работ, посвященных этой тематике [1,3, 4,6].
Обычно под прокрастинацией в соответствии с переводом термина с английского языка понимается следующее:
Прокрастинация —
В своей дальнейшей работе мы будем опираться на определение, данное исследователем Н. Фьоре: прокрастинация— это механизм совладания с тревогой, сопряженной с началом или завершением задания или принятием решения [6]. Это определение представляется более точным потому, что позволяет не просто констатировать некое состояние, в котором оптимальной моделью поведения становится откладывание важных дел, но и указывает на предпосылки этого состояния — тревогу и переживания, связанные с недостаточным удовлетворением значимых потребностей.
Прокрастинация как явление насчитывает уже не одно тысячелетие. Подтверждением тому могут служить стихи античного поэта Гесиода:
И не откладывай дела до завтра,
до послезавтра:
Пусты амбары у тех,
кто работать ленится и вечно
Дело откладывать любит:
богатство дается стараньем.
Мешкотный борется с бедами
всю свою жизнь непрерывно [цит. по 4].
Однако как объект изучения прокрастинация становится актуальной только в последние годы и десятилетия. Это, возможно, связано изменением качества жизни социума: несколько десятилетий люди, во всяком случае, большей части северного полушария земли не умирают от голода, от их постоянной включенности в активный физический труд не зависит их выживание, государство как социальный гарант берет на себя ряд обязательств по сохранению уровня жизни каждого своего гражданина. Труд больше не является ежедневной необходимость, а откладывание на потом того, что не требует немедленного исполнения, становится привычным и затягивает человека. Более того, на пути возобновления отложенной деятельности возникают разнообразные препятствия вроде страха не справиться, быть несовершенным, потерять достоинство и другие варианты.
Целью нашего проекта является определение и повышение уровня осознанности в области прокрастинации микросоциума образовательного учреждения ОЦ «Горностай», что призвано повысить адаптивность и эффективность каждого участника проекта.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
Изучение тематической литературы показало, что существует несколько ведущих причин прокрастинации.
Основу информационного блока составили определение прокрастинации и описание ее причин, для иллюстрации явления был подобран ролик из программы Е. Тимоновой «Все, как у зверей» — «Прокрастинация: привет от внутреннего хомячка».
Полученный выше список типичных причин, приводящих к прокрастинации, лег в основу опросника, предложенного респондентам. Заполнить опросник требовалось после ознакомления с информационным блоком.
В нашем исследовании приняли участие 85 десятиклассников МАОУ ОЦ «Горностай» в сентябре 2015г. Каждый из респондентов получил бланк.
Бланк опросника
Прокрастина́ция — в психологии откладывание дел на потом, которое приводит к каким-то болезненным психологическим эффектам.
Свойственно ли Вам откладывать дела на потом?
Сожалеть об этом впоследствии?
Оцените силу и регулярность мотива откладывания неприятных дел на потом по 10-балльной шкале:
1. Я сторонник того, что дело должно быть сделано наилучшим образом, пока у меня нет уверенности в этом, я не начинаю, откладываю.
2. Передо мной обычно стоит множество задач одновременно, не зная, с чего начать, я зависаю и откладываю начало работы.
3. Социум предъявляет к человеку слишком много требований, соблюдение которых вовсе не обязательно, такие ритуально-необязательные мероприятия я обычно откладываю.
4. Жить по расписанию очень скучно, планировать по шагам дела не по мне, поэтому я часто оказываюсь перед необходимостью что-то делать в последний момент.
5. Мне свойственно откладывать на последний момент не интересные дела.
Ответы для удобства обработки были размещены в таблице.
Примечательно, что из 85 участников опроса не обнаруживают у себя склонности к прокрастинации только двое: им не свойственно откладывать дела на потом, а затем сожалеть об этом. Семь участников опроса склонны откладывать дела, но не сожалеют об этом, демонстрируя философское отношение к событиям своей жизни.
Наиболее значимым мотивом, причиной прокрастинации оказался мотив отсутствия интереса к делу. Его отмечает у себя в самой высокой степени проявления более 40% респондентов. Занятие должно быть интересным, его выполнение обусловлено личной заинтересованностью, а не чувством долга. Необходимость и чувство долга не мотивируют к деятельности современного подростка. Осознание данного мотива имеет высокую практическую ценность. Она заключается в том, что делает возможным превентивное формирование навыка — видеть интересное в неинтересном, формировать творческий подход к рутинным процессам. Как первоклассник не пишет скучные крючки, а ткет ковер с замысловатым узором. Или шестиклассник не переписывает нудные формулы сокращенного умножения, а восстанавливает шифровку секретных разведданных. Поскольку навык требует достаточно длительного времени для своего формирования, то представляется важным начинать работу с ним в как можно более раннем возрасте.
Наименее весомым мотивом оказывается мотив № 2 — большое количество задач. Такое положение дел можно объяснить субъективным восприятием поставленных задач как чужих, не собственных. Тогда их решение не представляется личностно значимым, следовательно, не является важным, способным вызывать переживания, сожаления, как это бывает при прокрастинации.
Следующим шагом нашей работы является представление рекомендаций по корректированию моделей поведения в зависимости от ведущего мотива прокрастинации. Рекомендации составлены по материалам современной литературы, посвященной прокрастинации. Знакомство респондентов с означенными материалами также будет способствовать повышению уровня личной осознанности и повышению адаптивности в кризисных жизненных обстоятельствах за счет повышения эффективности поведения в ситуациях, ранее приводивших к прокрастинации.
Перспективным представляется провести подобный опрос среди респондентов другой возрастной категории, например, предложить участие в исследовании родительской аудитории — родителям респондентов, десятиклассников, принимавших участие в опросе. Затем сравнить ведущие мотивы прокрастинации, проверить, насколько они обусловлены возрастом, с какими другими особенностями опрашиваемой аудитории имеют корреляцию. Подобное продолжение нашей работы позволит не только исследовать мотивы прокрастинации и повысить уровень осознанности респондентов, но и сделать более понятными друг другу детей и их родителей.
Список литературы
Информационная карта участника
Фамилия, имя, отчество | Бердникова Анна Геннадьевна |
Ученая степень, ученое звание | К.филол.н. |
Должность | Зав. каф. педагогики и психологии МАОУ ОЦ «Горностай» |
Место работы | МАОУ ОЦ «Горностай» |
Адрес электронной почты (e-mail) | |
Контактный телефон | 8 913 905 09 40 |
Название доклада | Осознание прокрастинации как фактор преодоления личностного и
социального кризиса |
Форма участия в конференции (очная или заочная) | Очная |
Адрес, на который будет отправлен сборник материалов конференции в случае заочного участия |
Информационная карта участника
Фамилия, имя, отчество | Кузенкова Валерия Михайловна |
Ученая степень, ученое звание | |
Должность | Ученица 11 «М» специализированного математического класса |
Место работы | МАОУ ОЦ «Горностай» |
Адрес электронной почты (e-mail) | |
Контактный телефон | 8 913 905 09 40 |
Название доклада | Осознание прокрастинации как фактор преодоления личностного и
социального кризиса |
Форма участия в конференции (очная или заочная) | Очная |
Адрес, на который будет отправлен сборник материалов конференции в случае заочного участия |