В изменяющемся мире на первое место выходят требования к результатам современного образования. Их важным аспектом является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают разностороннее развитие личности обучающихся.
Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. Если механически объяснять ребенку что-либо, то педагог, сам того не желая, отобьет у ученика желание рассуждать и искать истину. Так ребенок перестает задавать вопросы, а затем и думать, а в итоге ждет готовые ответы. При этом ребенок оказывается не научен строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию.
Таким образом, необходимость формирования и развития коммуникативных УУД младших школьников является актуальной, потому что качества, которые формируются за счет этой деятельности, играют важную роль в жизни человека.
В связи с этим была выбрана тема исследования «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста средствами игровой деятельности».
Цель нашего исследования − выявить, научно обосновать и проверить в эксперименте организационно-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста средствами игровой деятельности.
Объект и предмет исследования также представлены на слайде
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи, представленные на слайде.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий станет более эффективным если:
используются специально разработанные формы и методы, направленные на развитие коммуникативной компетентности обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая ценность результатов исследования в том, что полученные результаты позволяют влиять на процесс формирования коммуникативных УУД обучающихся младшего школьного возраста и могут быть также использованы в разработке различных воспитательных мероприятий для школьников данной возрастной категории.
База исследования представлена на слайде.
Наше исследование состояло из четырёх этапов, которые будут описаны последовательно.
1 этап — подготовительный.
В тексте работы по итогам этого этапа представлены:
На основе полученных и описанных в теоретической главе знаний началась непосредственная работа с обучающимся.
На первом занятии мне необходимо было познакомиться с ребятами, для этого я выбрал игру с мячом: бросая мяч со словами «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...» кому-то из учеников, узнавал его имя, а затем предлагал им самим проделать то же самое, но уже по отношению друг к другу. Такая деятельность была детям в новинку, и они с воодушевлением на нее откликнулись. На следующем этапе занятия мне удалось активизировать внимание учеников посредством разгадывания загадок и ребусов, для того, чтобы они смогли сделать открытие героев, с которыми на занятии предстояло встретиться. После того, как все ученики сделали вывод о том, что мы будем говорить о приключениях Винни-Пуха и Пяточка, мы перешли к основному упражнению, в котором обучающимся предстояло решить непростую задачу, с ее содержанием вы можете ознакомиться на слайде.
После того как они поработали над задачей самостоятельно, каждому была предоставлена возможность представить свой рисунок. В процессе коллективного обсуждения обучающиеся пытались на доступном для них уровне обосновать, почему возможен тот или иной вариант. С содержанием этого и других занятий вы можете ознакомиться в раздаточном материале.
2 этап — исследовательский. Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследования с помощью следующих опросников, представленных на слайде.
При помощи методики Дополнения И. А. Гальперина, Я. А. Микка были получены следующие данные:
Представленные данные свидетельствуют, что у 35% обучающихся 2 «Б» класса высокий уровень использования речевых средств для решения коммуникативных задач. Ученики успешно справились с заданием и продемонстрировали прекрасное владение речевыми средствами. 58% обучающихся 2 «Б» класса показали средний уровень: они адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, но в некоторых случаях склонны испытывать затруднения.
Необходимо особо отметить тот факт, что 100% обучающихся 2 «Г» класса в ходе выполнения задания допустили большое количество речевых ошибок, а некоторые ученики не выполнили задание вовсе, что говорит о низком уровне использования речевых средств при решении коммуникативной задачи. Обучающимся 2 «Г» класса не удалось сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.
При помощи методики «Рукавички» А. Г. Цукерман нам удалось оценить уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, были получены следующие значения:
У 53% обучающихся 2 «Б» класса и лишь у 8% детей 2 «Г» можно констатировать класса высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Это указывает на то, что у обучающимся легко находить общий язык для корректировке совместных действий в процессе работы.
79% обучающихся 2 «Г» класса не справились с заданием, что говорит о низком уровне измеряемого показателя.
Исследование коммуникативных УУД, направленных на учет позиции собеседника, проходило при помощи методики «Ваза с яблоками» Ж. Пиаже, были получены следующие данные:
61% обучающихся 2 «Б» класса ориентированы на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников, что также указывает на то, что обучающиеся данного класса понимают и учитывают существование разных точек зрения, учитывают позицию собеседника. Иная картина наблюдается у обучающихся 2 «Г» класса, 74% которых не учитывают различий точек зрения, существования различных мнений.
Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить обучающихся 2 «Г» класса, которые нуждаются в дополнительной работе по формированию коммуникативных УУД.
3 этап — продуктивный. На основании предварительного обследования обучающиеся 2 «Б» класса составили контрольную группу, учащиеся 2 «Г» класса экспериментальную, с которой впоследствии была реализована программа «Пойми меня» (16 занятий) с целью повышения уровня сформированности коммуникативных УУД обучающихся.
Программа была реализована в кабинете данного классного коллектива. В программу были включены упражнения и игры, позволяющие помимо коммуникативных УУД развивать высшие психические функции (произвольное внимание, память и т.д). Занятия, представленные в программе, рассчитаны на первое полугодие, проводятся 1 раз в неделю по пятницам во второй смене. После прохождения детьми программы будет проведено повторное тестирование при помощи вышеназванных методик.
В работе представлены промежуточные результаты исследования, полученные после проведения 7 занятий программы.
Изменения, произошедшие в экспериментальной группе в ходе воздействия, были нами проанализированы и сопоставлены с первичными данными. Во время работы по программе ребятам удалось расширить репертуар адекватных поведенческих форм, повысить уровень коммуникативных УУД. При помощи методики Дополнения И. А. Гальперина, Я. А. Микка были получены следующие данные [Рисунок 4]
Представленные данные свидетельствуют о повышения уровня сформированности коммуникативных УУД. В целом обучающиеся 2 «Г» класса преимущественно адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
При помощи нам удалось оценить уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, были получены следующие значения
Анализируя результаты, полученные по методике «Рукавички» А. Г. Цукерман, можно констатировать прирост числа детей, которым удалось выполнить задание успешно, а также тех, кто выполнил его с небольшими замечаниями. Наблюдается снижение числа обучающихся 2 «Г» класса, которым не удалось справиться с заданием.
Исследование коммуникативных УУД, направленных на кооперацию и сотрудничество, позволило получить следующие данные:
Снизилось число обучающихся 2 «Г» класса, показавших низкий уровень сформированности коммуникативных УУД, отмечается прирост обучающихся, у которых диагностирован средний уровень развития коммуникативных УУД: процент обучающихся претерпел количественные изменения с 15% до 48%. Обучающиеся 2 «Г» класса в ходе проведения эксперимента стали допускать возможность существования разных точек зрения, многим из них все еще сложно учитывать наличие разнообразных точек зрения.
Таким образом, на момент проведения промежуточного тестирования с экспериментальной группой респондентов наблюдается динамика уровня развития коммуникативных УУД, уровень их сформированности можем считать средним.
4 этап — заключительный. Задача данного этапа состоит в подведении итогов и результативности (на основании повторного тестирования).
Промежуточное тестирование показало необходимость продолжения экспериментальной работы, так как произошел прирост обучающихся, у которых диагностированы высокий и средний уровни сформированности коммуникативных УУД во 2 «Г» классе — экспериментальной группе. Значительных изменений в контрольной группе зафиксировано не было.
Таким образом, полученные нами промежуточные результаты указывают на положительную динамику уровня сформированности коммуникативных УУД обучающихся экспериментальной группы, что доказывает правильность целеполагания и правомерность исследовательской гипотезы.