Отчетный доклад 17 съезду ОППЛ
Председатель комитета по медиации, член Центрального Совета ОППЛ Н.М. Лавровой
Уважаемые коллеги, цель работы комитета медиации ОППЛ заключается в популяризации и развитии медиации как высокоэффективного инструмента урегулирования споров, активное введение медиации в жизнь современного общества в России, в сферу деловых отношений, консолидации медиаторов. В современном мире идет активное развитие медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров. Этой проблематике уделяется внимание на уровне Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты и т.д. Принятие Государственной думой Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и от 27.07.2010 №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации) знаменует собой важный этап на пути совершенствования способов и форм урегулирования правовых споров и говорит о том, что Россия присоединилась к общемировым процессам интеграции медиации в правовую культуру. Возрождение и активное использование примирительных процедур (медиации) в Российской Федерации при урегулировании правовых конфликтов является инновационным направлением в развитии отечественной психологии, социологии, психотерапии, юриспруденции, является важным вкладом в деле укрепления правовой культуры российского общества, способствует развитию толерантности общества, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений, является непреложным условием успешного социально-экономического роста нашей страны.
В настоящее время принят ряд правительственных постановлений в связи с созданием службы школьной медиации в образовательных учреждениях. 1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации в России была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 11 сентября 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». 15 октября 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев Распоряжением №1916-р утвердил План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В октябре 2012 года Правительством РФ был утверждён план первоочередных мероприятий по реализации первого этапа Национальной стратегии. С целью реализации пунктов 59,61, 62,64 и 65 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии, была разработана и принята Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 64 Плана, Министерство образования и науки РФ разработало Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях. В исполнение Указа Президента России от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и поручения Президента по итогам заседания президиума Госсовета о государственной политике в сфере семьи, материнства и детства 4 марта 2014 года Министерством образования и науки РФ подготовлен План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений второго этапа Национальной стратегии. План содержит 81 мероприятие и подготовлен с учётом результатов анализа ситуации в сфере защиты прав детей в России, в том числе результатов мониторинга правоприменения в этой сфере. Поручением Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 08.05.2015 года № ОГ-П4-3106 утвержден межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
В соответствие с вышеизложенным, комитет по медиации разрабатывает модель системной школьной медиации, при комитете действует рабочая группа по СШМ под руководством Романовой Е.А.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности — «социальные лифты», обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, не запущены. Отсутствие этих механизмов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных и межконфессиональных противоречий.
Преодоление негативных социальных явлений обеспечивается обучением навыкам проживания в многонациональном обществе и умению вести межкультурный диалог. Развитие этнической медиации является актуальным для нашей страны.
Применение медиации актуально и в здравоохранении. Комитет по медиации ОППЛ сформулировал предложения по мерам защиты медицинских работников и создания системы правовой и юридической защиты медицинских работников и медицинских организаций.
Медиация во всем мире использует психологический инструментарий для проведения медиации на всех ее стадиях (премедиации, медиации, постмедиации), в связи с этим расширение сферы применения медиации обусловлено раскрепощением личности в современном мире. Свободный человек, осознав свои права и отстаивая свои интересы, активно вступает в споры. Именно медиатор, опираясь на свою компетенцию, содействует урегулированию конфликтов с удовлетворением ожиданий спорных сторон, а не судебная система с ее подчинением требованиям закона. По мере возрастания социальной значимости медиации увеличиваются требования к компетенции медиатора. Происходит постоянное обогащение арсенала медиативных методов. Вместе с тем, из-за многообразия методов и подходов затрудняется взаимопонимание профессионалов, что препятствует распространению позитивного опыта и отбору наиболее перспективных моделей медиации. ОППЛ способствует отражению практического опыта медиации и представляет сведения об использовании психологического инструментария, помогающего спорным сторонам включиться в процесс медиации и достичь мирного соглашения. Особое внимание обращается на соблюдение правовых норм и на взаимодействие с юристами.
Опыт применения медиации при урегулировании правовых конфликтов в Германии, Италии, Нидерландах, Англии, Австрии и других европейских странах — наглядное тому подтверждение. Успешно процедуры медиации применяются в США, Китае, Австралии.
Активное развитие процедур медиации происходит и на постсоветском пространстве, в частности в Беларуси, Казахстане, Молдове.
ОППЛ продолжает деятельность по продвижению и развитию медиации в нашей стране: