Психологические и психотехнологические основы эффективной самоорганизации
Катков Александр Лазаревич — доктор медицинских наук, профессор, ректор Международного института социальной психотерапии, вице-президент ОППЛ.
Тема эффективной самоорганизации — ее психологических и психотехнологических основ — актуальна, прежде всего, в контексте непростых эволюционных и социальных вызовов, предъявляемых новейшим временем.
В теоретическом аспекте рассматриваемая тема представляет основной концепт предметной сферы профессиональной психотерапии (третий уровень дисциплинарной матрицы — основополагающих прикладных теорий и концепций ).
В практическом плане интерес представляют вопросы перехода от кризисных к нормативным вариантам адаптации субъекта, осуществляемого с использованием ресурсного потенциала профессиональной психотерапии, что и предполагает форсированное развитие навыков эффективной самоорганизации (психотехнологический аспект рассматриваемой темы).
Соответствующие методологические разработки и их экспериментальная апробация проводились нами в рамках десятилетнего проекта по исследованию интегративного и эклектического направления профессиональной психотерапии.
Особенностями нашего подхода в разработке заявленной темы были:
С учетом уже проделанной работы по реализации тематического исследовательского проекта, на сегодняшний день можно говорить о следующем.
Идентифицированными актуальными требованиями к адаптивно-креативному циклу гуманитарной активности являются: прогрессирующее ужимание во времени периода прохождения основных этапов и фаз данного цикла (его конструктивного варианта); беспрецедентный рост креативного «выхода»; все более возрастающая роль осмысленного использования соответствующих развивающих и помогающих технологий.
В данной связи наиболее адекватным прикладным определением самоорганизации, которое может быть использовано в теоретических блоках построения профессиональной психотерапии и демонстрирует потенциал ранжирования и измерения исследуемого феномена, является следующее: самоорганизация — это процесс успешной реализации субъектом конструктивного (т. е. соответствующего требованиям эволюционных, биологических и социальных контекстов) варианта адаптивно-креативного цикла.
В ключе сказанного, помогающие и развивающие технологии, и в первую очередь психотерапию следует рассматривать как основной ресурс эффективной самоорганизации. А эффективность использования этих технологий целесообразно измерять в том числе и с использованием параметров скорости прохождения основных этапов и фаз адаптивно-креативного цикла. При этом могут использоваться как привычные психотехнические характеристики соответствующих этапов (всего идентифицировано четыре этапа) и фаз (всего выделяется двенадцать фаз), так и другие «объективные» (нейрофизиологические, психофизиологические, нейроэндокринные и пр.) параметры, при условии возможности организации их непрерывного мониторинга.
Далее, можно считать доказанной особую значимость следующих психологических конструктов в обеспечении эффективной самоорганизации субъекта (и высоких уровней психологического здоровья, если принимать «легитимность» данного термина): способность идентифицировать сущностные характеристики и адекватно реагировать на актуальные планы реальности; способность прогнозировать развитие значимых ситуаций и моделировать свое поведение в соответствие с такими прогнозами; способность выстраивать долговременные модели индивидуального развития в соответствии со значимыми и мотивирующими целями; способность разрабатывать и реализовывать ситуационно — стратегические адаптивные модели поведения и развития.
Что касается более дифференцированных и, безусловно, измеряемых психологических свойств, лежащих в основе вышеприведенных сложных конструктов (эти свойства представляют универсальные мишени психотерапевтического вмешательства), то на сегодняшний день доказана значимость:
Приведенные психологические свойства, по нашим данным, приобретают особую функциональную значимость в развиваемых навыках: управления стрессом; управления конфликтом; мобилизации саногенного потенциала (управления здоровьем); эффективного решения проблемных ситуаций с использованием технологии ресурсного серфинга (форсированного вхождения в первичное ресурсное состояние с последующим использованием базисного алгоритма проблемно-ориентированной психотерапии); специального навыка «эффективного управления жизнью» (лайф-менеджмент); специального навыка по эффективной саморегуляции. Такие навыки успешно приобретаются в посттерапевтических тренингах, на что, по нашему мнению, так же должна направляться активность профессиональных психотерапевтов.
С учетом всего сказанного, нами была разработана следующая формула эффективного психотерапевтического вмешательства, опирающаяся на изученные особенности прохождения субъектом адаптивно-креативного цикла: актуализация (за счет используемых макро и метатехнологических подходов) эволюционно заложенных механизмов скорости-гиперпластики адаптивных изменений + умножение (за счет множества используемых вариантов структурно-технологического оформления методов психотерапии) числа конструктивных альтернатив кризисного развития субъекта.
И далее, было разработано следующее функциональное определение психотерапии: профессиональная психотерапия — это становящаяся, самостоятельная научно-практическая дисциплина, разрабатывающая и реализующая специфические методы взаимодействия психотерапевта с пациентом или группой, направленного на эффективное совладание с проблемной или кризисной ситуацией, мобилизацию ресурсов психики и всего организма на преодоление последствий влияния болезнетворных факторов, форсированное развитие эффективной самоорганизации, высоких уровней психологического здоровья — устойчивости к агрессивному влиянию среды.
Наиболее перспективной в общем контексте рассматриваемой тематики мы считаем разработку некоторых специальных вариантов прохождения адаптивно-креативного цикла, особых методов глубинной саморегуляции (проводимой с использованием экспресс — терапевтических подходов), обеспечивающих долговременные, в том числе саногенные эпигенетические эффекты.