Рубрика «Послесловие»
Пресс-релизы событий международного конгресса
«Интегративные процессы в большой психотерапии. психотерапия здоровых. духовно-ориентированная психотерапия»,
16 октября 2015 года, Москва
Председатель: Спокойная Наталья Вадимовна — директор IIS-Berlin — Интернационального Института Системных Расстановок, Берлин; преподаватель международного уровня ОППЛ, психотерапевт WCP и EAP, обучающий тренер Немецкого Общества Системных Расстановщиков (DGfS), системный сексуальный терапевт, теолог, преподаватель экзегетики Ветхого и Нового Завета, ученица отца Александра Меня, Германия, Берлин, .
На секции были представлены различные направления психотерапии, ориентирующиеся на духовный подход. Мироздание зиждется на иерархии. Только высшее может сформировать низшее, а не наоборот. Дух творит себе форму, и если дух повреждён, то будет повреждена и форма. Поэтому терапия души наиболее эффективно осуществляется инструментами Духа. По данным современной физики частота духовных вибраций наивысшая, затем по убыванию в диапазоне следуют частоты: интеллектуальные, эмоциональные и самые низкие у материального тела.
Восстановление личности человека в её целостности от тела и эмоций до интеллекта и духа позволяет осознать гармонию и высший смысл жизни, своё предназначение, радость бытия, единство с другими людьми и Высшим началом. Именно связь с Высшим даёт человеку ощущение своей ценности и соответственно ценности жизни, принятие себя как уникального и незаменимого. Духовно-ориентированная психотерапия служит всем остальным видам психотерапии, являясь своего рода компасом, помогающим найти направление, ведущее в жизнь, она призвана соединять “небо и землю”, работая одновременно на всех уровнях бытия.
Именно на стыке различных направлений, форм и методов работы творится всё новое. Духовная психотерапия призвана соединять всё лучшее, чего достигло человечество в области науки, искусства, философии, религии (межконфессионально) с целью обретения каждым конкретным человеком мира и гармонии с самим собой, другими людьми, Вселенной и Богом (или Высшим началом — терминологию задаёт клиент). На секции были подняты также вопросы, как выработать персональную внутреннюю позицию психотерапевта, подразумевающую в первую очередь духовную ориентацию в своей работе, более того, осознание этой работы как духовного пути. Также на секции были широко представлены различные направления краткосрочной психотерапии, интегрирующие творческие возможности тела, такие как движение, дыхание, звук и оттенки эмоций с высотами интеллекта (математики, физики…) и духа: системная психотерапия и духовно-ориентированные системные расстановки, телесно-ориентированная, инициационная, процессуальная, травмотерапия, социальная психология в интеграции с экспериментальной экономикой и другие.
Эти положения были раскрыты в докладе на Симпозиуме: «Духовно-ориентированная психотерапия" (видеозапись доклада доступна по ссылке.
Видеозапись по материалам секции можно посмотреть по ссылке.
Секцию открыл доклад Натальи Спокойной на тему: «Духовно-ориентированная психотерапия и системные расстановки: миссия и задачи»
В докладе были подняты вопросы, связанные с миссией Духовно-ориентированной психотерапии”. В начале Н.С. обратила внимание на всё большую дифференциацию и узкую специализацию в помогающих профессиях и необходимость интегрального подхода к человеку в его целостности, что означает, в том числе, интеграцию различных методов и подходов к человеку. Духовно-ориентированная психотерапия ставит во главу угла:
1. Духовную составляющую человека, ориентированную на связь и взаимодействие с Высшим, что вносит смысл и осознанность в его жизнь.
2. Проведение терапии души инструментами Духа. С помощью данных современной физики и других наук показывается, почему терапия души наиболее эффективно осуществляется инструментами Духа, и чем духовность отличается от религиозности.
3. Восстановление целостности человека.
Центральное место в Духовно-ориентированной психотерапии уделяется личности человека и восстановлению её целостности, что позволяет осознать гармонию и высший смысл жизни, предназначение, единство с другими людьми и Высшим началом. Она призвана соединять материальное и духовное, “небо и землю”.
Этой цели служит авторский метод "4-частная модель Дух-Интеллект-Эмоции-Тело для восстановления целостности личности после тяжёлых травм", таких, как например, сексуальное насилие, инцест и т.д. (методу более 7 лет, он многократно демонстрировался Н.С. и её студентами). Применение модели позволяет пробудить интерес у клиента, что сразу выводит его из эпицентра травмы и даёт возможность посмотреть на себя со стороны, создать в кратчайшие сроки необходимое безопасное пространство и получить важные ресурсы благодаря высвобождению блокированной в травме энергии и доступу к силе рода, которые в свою очередь необходимы для преодоления расщепления, реинтеграции травмированных частей и восстановления целостности личности.
4. Фокус работы направлен не на отказ или избавление от тяжёлого, а на трансформацию его в ресурсы.
5. Особое внимание сосредоточено на совместной работе клиента и терапевта исключительно в состоянии презентности, в «здесь и сейчас».
6. Системный подход.
Духовно-ориентированная психотерапия служит остальным видам психотерапии, являясь неким компасом, помогающим найти направление, ведущее в жизнь. Особый акцент ставится на внутренней позиции психотерапевта, подразумевающей духовную ориентацию работы и осознание её как духовного пути.
Одной из высших форм духовно-ориентированной психотерапии является интегральная расстановка. Авторский метод интегральной расстановки предоставляет клиенту возможность посмотреть на себя целостно и сформулировать все актуальные проблемы в едином запросе.
Расстановка реального состояния клиента, поиск объединяющего в системах обоих родителей, нахождение главного на «здесь и сейчас» позволяет клиенту подняться над своими проблемами и выйти на новый уровень. Был приведён пример работы с применением метода интегральной расстановки для клиентки Е.из США. Е. 36 лет, она перинатальный психолог, врач. 2 дочери (18,6). Недавно 2-й брак с мужчиной из Индии, переезд с дочерьми из России к мужу в США. На момент расстановки беременность 3-м ребёнком, 13 недель.
Интегральная расстановка проведена по 3 запросам. Мы сформулировали их так: «что я могу сделать для того чтобы:
В докладе была подробно описана интегральная расстановка с Е. Видеозапись и презентацию можно посмотреть по ссылке.
В процессе работы удалось найти то главное, что объединяло все три запроса. В расстановке обнаружилось, что в роду клиентки была девочка, которая наблюдала за убийством мамы (в соответствии с индийской традицией она была сожжена сразу после смерти мужа). Это явилось основной причиной всех вышеперечисленных проблем. Вот, что Е. пишет в своём отзыве о расстановке: «Я не понимала, какое отношение вся эта древняя история имеет ко мне. Оказалось, что очень много лет тому назад женщины моего рода погибали такой ужасной смертью. И возможно была маленькая девочка, которая либо видела, как умирала ее мама, либо знала, что ее может ждать такая же участь.
Возможно, я являюсь прямым потомком той маленькой девочки и ношу генетическую память о тех страшных событиях, из лояльности к женщинам рода не позволяю себе жить счастливо, символически умирая с моими мужчинами. Поэтому я не доверяю мужчинам и закрываюсь от них, когда надо быть максимально открытой. И это же было истинной причиной моего ужаса, который сковывал меня... Подтверждением того, что мы нашли истинную причину, были мои записи, которые я делала до расстановки. В моменты панического ужаса я использовала технику автоматического письма, записывала все, что первым приходило в голову: я молодая женщина, которая боится погибнуть от физического насилия и испытывает сильный ужас перед непереносимыми физическими страданиями и медленной мучительной смертью». Об эффективности работы и изменениях в жизни Е. написала сама, и в докладе была приведена цитата из отзыва:
«Дальше самое интересное — наблюдать изменения. Так как мы работали с системой, то конечно отреагировали члены семьи. Моя старшая дочь немного встрепенулась, стала вставать рано утром (до расстановки она спала днем, а ночью бодрствовала) и взялась за подготовку к экзаменационным тестам. Мой муж несколько ночей подряд не мог спать ночью, ему было очень неуютно в комнате, из которой были убраны все его вещи, являющиеся символом индийских ритуалов, и был сделан ремонт. Кроме того, мы как будто поменялись местами — каждый день у меня прибавлялась энергия, а он выглядел уставшим и потерянным. В момент близости я ставила женщин моего рода за спину, просила поддержки и, самое главное, осознавала, что не погибну. Это помогло расслабиться и, вместо потери энергии, наполниться. Я знаю системе надо время, чтобы перестроиться, и порой эти изменения — не из легких. Но, самое главное, я стала спокойно спать и мои отношения с мужем стали более доверительными, а это уже очень большой шаг в совместной жизни».
Отзыв Е. можно посмотреть по ссылке. В связи с большим интересом к теме интегральной расстановки была проведена небольшая дискуссия после доклада.
В совместном докладе «Системные расстановки как духовно-ориентированная психотерапия», докладчики — Спокойная Наталья Вадимовна (директор IIS-Berlin — Интернационального Института Системных Расстановок, Берлин; преподаватель международного уровня ОППЛ, психотерапевт WCP и EAP, обучающий тренер Немецкого Общества Системных Расстановщиков (DGfS), системный сексуальный терапевт, теолог, преподаватель экзегетики Ветхого и Нового Завета, ученица отца Александра Меня, Германия, Берлин) и Симонова Тамара Ивановна (психолог, специалист по инициациям мужской и женской зрелости, системный онлайн-расстановщик, действительный член ОППЛ, Россия, Иваново) было показано, как конкретно в системной расстановке терапия души может эффективно осуществляться инструментами Духа. На многочисленных примерах было продемонстрировано, как с помощью системной расстановки увидеть и донести до клиента, что реально стоит за его запросом, в чём настоящее препятствие движению, каким образом превратить тяжёлое (в том числе в роду) в ресурс, как его лучше принять и интегрировать в жизнь. Особое место было уделено примеру духовно-ориентированной расстановки, в которой через полчаса работы с авторской «4-частной моделью Дух-Интеллект-Эмоции-Тело» 60-летняя клиентка Е. (Майнц, Германия) вспомнила, что в пятилетнем возрасте была изнасилована санитаром в больнице. Е. психолог, системный расстановщик, один из руководителей региональной группы DGfS земли Rheinland-Pfalz, обучающий семинар для которой проводила Н.С. в Майнце, июнь 2015. С мужем давно развелась; похоронила двух дочерей, остался только взрослый сын. Есть внуки.
Запрос Е. — найти мужчину-партнёра. Ранее она для мужчин, в том числе мужа, была мамой. В результате работы клиентка обнаружила детскую травму сексуального насилия в возрасте 5 лет. Была проведена работа по интеграции травмированной детской части, в результате которой у Е. произошли кардинальные изменения в жизни. В сентябре 2015 Е. позвонила и сообщила, что она чувствует себя хорошо и уверенно, почти исчезло чувство беспричинного стыда; ощущает себя гораздо более женственной, замечает изменения в теле: например, стала гораздо более расслабленной; стали исчезать старые гинекологические проблемы; потеплело в груди, ранее замороженная детская часть обрела волю к жизни; появилась радость, лёгкость, внимание мужчин; 3 месяца назад нашла себе хорошего партнёра и совершенно счастлива с ним; подумывает о замужестве. Таким образом, в докладе было продемонстрировано, как в духовно-ориентированной системной расстановке быстро и эффективно можно производить диагностику и последующую терапию в случае особо тяжёлых травм.
Далее прозвучал самостоятельный доклад «Инициации и сверхинициации мужской и женской зрелости как инструмент духовно-ориентированной психотерапии для активизации духовных возможностей человека» психолога, системного онлайн-расстановщика и специалиста по инициациям мужской и женской зрелости Симоновой Тамары Ивановны.
Инициационный подход к мужской и женской зрелости, разработанный Т. Василец, является практическим и эффективно работающим духовным инструментом роста мужской и женской духовной зрелости, управления здоровьем, установления мужско-женского баланса на уровне Личности и сверхсознания. Это практический метод работы с личностью, который заключается в переживании человеком различных индивидуальных и групповых инициаций-испытаний м\ж зрелости. В основе метода лежит архетипический анализ м\ж зрелости — описание внутреннего мира человека любого пола с точки зрения существования и взаимодействия между собой его двух величайших фундаментальных начал — мужского и женского (положения К.Г. Юнга о Аниме и Анимусе).
Инициационная терапия м\ж зрелости, опираясь на традиции юнгианского анализа и на славянские архетипические корни, использует, прежде всего, мужские и женские персонажи и сюжеты сказок, мифов, былин, в которых влюбленные герои преодолевают препятствия на пути к своему счастливому союзу.
Инициации м/ж зрелости подключают к архетипическим ресурсам коллективного сознания, что позволяет трансформировать негативные содержания психики в ресурсные, увеличивает мужской и женский потенциал клиентов, повышает энергию личности, и предоставляет возможность интенсивной и краткосрочной реабилитации.
На продвинутых этапах терапии проводятся так называемые сверхинициации, направленные на расширение функций сознания мужчин и женщин, рост возможностей их творческой самореализации, поиск и совершенствование активности в области предназначения. Они позволяют пробудить ресурсы высших уровней сознания, способных «справиться» с любыми травматическими зарядами и сложными состояниями при условии, что темы сверхинициаций близки их участнику.
На 3-х примерах были показаны различные стратегии терапии, такие как инициирование мужских и женских функций личности путем проживания мужских и женских персонажей архетипической мандалы и др., преодоление влияния гиперматеринского комплекса (Великого Дракона) путем инициаций-битв и работа с темами сверхинициаций. Это помогло лучше продемонстрировать, как инициации мужской и женской зрелости активизируют процесс индивидуации, ведут Эго мужчин или женщин к состоянию все большей прозрачности, позволяют контактировать с высшим Я, своим предназначением и что в свою очередь выводит на уровень служения миру. Участники проявили живой интерес к докладу, было задано много вопросов, проясняющих основные положения представленного метода.
Доклад «К вопросу об источниках вдохновения психотерапевта в русской поэзии» прочла Святловская Евгения Александровна, практикующий психотерапевт, действительный член ОППЛ, специалист в области педагогической психологии, авторская методика интегративной работы со страхом и неврозом у детей и взрослых.
Хороший психотерапевт работает всей своей личностью, включая духовное её измерение (интуицию, любовь, милосердие и т.д.). Для этого он может найти опору, духовную помощь и вдохновение не только в современном ему мире, но и в веках. В докладе рассматривались две линейки: «Дух — душа — тело» и «Метафора — образ — предмет», связанные с возможностью использовать поэтический текст для расширения понимания миссии психотерапии, осмысления работы и ее ценности в контексте культуры. «Метафора — это скоропись духа» (Б.Пастернак). Искусство всегда предлагало свои ответы на вечные вопросы, а литература традиционно исследовала проблемы, лежащие на стыке духовности и психологии. Доклад вызвал большой интерес у участников.
В докладе «Применение духовно-ориентированного подхода в системных расстановках и процессуальной работе», докладчик Механтьев Андрей Анатольевич (специалист по телесно-ориентированной инсайт-терапии, действительный член ОППЛ, специалист по процессуальной работе, системный семейный расстановщик, системный онлайн-расстановщик, Россия, Москва), был представлен взгляд духовно-ориентированной психотерапии на традиционные методы: системную расстановку, процессуально-ориентированную психологию. Показано, как использование фигуры «Дух» позволяет выйти на актуальный запрос, а также о важности ориентации на Дух в случае экзистенциального запроса. Работа в процессуальном формате в координатах «от Бога — к Богу» показана в сочетании с многочисленными примерами использования различных видов лабиринтов.
Последней с докладом выступила Меньшикова Ольга Ростиславовна — кандидат физико-математических наук, доцент МФТИ и РАНХиГС, специалист по математическим моделям в психологии и информационным технологиям в кадровом менеджменте. Россия, Москва.
В докладе «Духовно-ориентированный подход в интеграции социальной психологии и экспериментальной экономики: социализация как естественный механизм повышения эффективности коллективного поведения» приводятся описание и результаты анализа серии экспериментов по изучению влияния механизмов социализации на степень кооперативности, справедливости, доверия партнеру, благодарности при принятии решений в классических лабораторных играх. Обнаружено влияние пола и психологического типа участника, как на исходные качества, так и на их трансформацию после этапа социализации. Математически доказывается, что достигнуто значимое снижения индивидуализма при принятии решений после социализации.
Участники отметили высокий уровень докладов, понятную и доступную форму изложения, многообразие интересных примеров.
После секции Наталья Спокойная провела мастер-класс на тему: «Духовно-ориентированные системные расстановки: духовная психотерапия или терапия духа? Библия и Евангелие в свете расстановочной работы».
Видеоматериалы мастер-класса доступны по ссылке.
Первая часть мастер-класса (на Конгрессе 2014 года), а также другие материалы Конгресса-2014 доступны по ссылке.
Мастер-класс продолжил тему, поднятую на Конгрессе 2014 в Москве, и затронул следующие вопросы:
Много времени уделялось исследовательской и практической расстановочной работе на примерах участников, в процессе которой мы отслеживали, на нарушение каких порядков и Заповедей указывает проблема или симптом. И как придти к балансу и гармонии, другими словами, к Царству Божьему внутри нас.
Тема христианского прощения исследовалась в демонстрационной духовно-ориентированной расстановке-исследовании.
Выводы ошеломили всех присутствующих. Ложно понятое прощение ложится тяжким грузом на жизнь человека. В расстановке всё встало на свои места. Злость на обидчика, а потом и на Бога удалось выразить явно, после чего инициировался процесс освобождения и трансформации. Мастер-класс вызвал большой интерес, присутствовало более 25 человек; присутствующие отметили высокий уровень работы, компетентность и профессионализм. Многие отметили, что у них мастер-класс, и особенно расстановка-исследование на тему христианского прощения, вызвала смену парадигмы: они поняли, что на современном этапе мы должны не просто верить на слово старым догмам, в том числе церковным. Надо переосмысливать и пропускать через себя входящую информацию, докапываться до сути и, главное, чувствовать, что это на самом деле означает для тебя лично. Именно это и является одной из важных задач духовно-ориентированной психотерапии.
Видеоматериалы мастер-класса доступны по ссылке.
Спокойная Н.В., председатель секции
«Духовно-ориентированный подход в интегративной психотерапии и системных расстановках»