ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Катерина Мисевич - Давай поедем на Байкал

Рубрика «О вкусной и здоровой жизни»

Давай поедем на Байкал

Катерина Мисевич, врач-психотерапевт,
консультативный член ОППЛ, психиатр Дорожной клинической больницы на ст. Горький ОАО РЖД

«Давай поедем на Байкал», — говорит мне 9-летняя дочь накануне отпуска. «Все одноклассники рассказывают после каникул об одних и тех же путешествиях. Турцию, Египет, Грецию, Испанию видели многие. А поездка на Байкал — редкость».

И вот мы сидим в поезде, идущем в Монголию. Нам предстоит за три дня преодолеть 4818 км. Мы можем посмотреть вокзалы Перми, Екатеринбурга, Тюмени, Омска, Красноярска. В вагоне хорошо спится под стук колес. Затаив дыхание, мы высматриваем на станций «Тайга» лосей. И недоумеваем, какая погода в июле в городе «Зима». Позже одна из коллег-психотерапевтов рассказывает, что город назван так от слова «зема» — «земляк, друг».

Без дружбы в Сибири не выжить. Местные жители нам кажутся открытыми и участливыми. Рука прохожего, протянутая вовремя, помогает сохранить силы и здоровье. В окрестностях Байкала нас подвозят незнакомые люди, советуют удобный маршрут, греют еду. Три дня подряд нас пускают в аквариум Байкальского музея Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ИНЦ СО РАН). Потому что некуда идти: «култук дует». «Култук» — ветер, веющий вдоль озера с юго-запада на юго-восток, приносит с собой дождь и шторм. Но говорят, если «култук» столкнется с «верховиком» — ветром, веющим с севера на юг, то отступит. И тогда волны на Байкале становятся тяжелыми, крутыми, до 5 метров высотой. Мы застаем такой шторм в Листвянке.

В Листвянке мы впервые видим и нерп — кольчатых тюленей — коренных жителей озера. Нерпы живут 55 лет. Уже в 2-3 месяца «белек» — детеныш нерпы, рождающийся покрытым белым или зеленоватым мехом, становится самостоятельным и «теряет» маму на просторах озера. Нерпам вольготно в Байкале. У них здесь нет естественных врагов и много рыбы. В аквариумах Музея мы знакомимся с рыбами-эндемиками (в озере их 2500 видов) и рачками, которые очищают Байкал. Рачки-эпифиты и микроорганизмы за год отфильтровывают в 10-15 раз больше воды, чем ее поступает в озеро. Поэтому Байкал очень прозрачный и чистый. В путешествии мы без страха пьем воду из озера.

Первой нашей большой остановкой на Транссибирской магистрали становится станция Слюдянка. Мы выходим из поезда и оказываемся в тишине жаркого воскресного утра. Проводница показывает рукой в направлении красивого здания станции. Слюдянка собирает со всего света знатоков минералов и самоцветов. Даже вокзал здесь сложен из белого и розового мрамора. Мы оставляем чемоданы и идем смотреть частный Музей минералов В. А. Жигалова. Валерий Алексеевич, бывший фотокорреспондент слюдянской городской газеты, собирает коллекцию камней и самоцветов (их у него уже 8960 экземпляров) и исторические очерки об их добыче. Экскурсию здесь проводят для каждого посетителя. Людмила — хозяйка музея — показывает минералы, добываемые в окрестностях Байкала. Мне понравились камни, на срезе которых можно разглядеть очертания озера, животных, цветов.

На машине местного железнодорожного контролера мы отправляемся в поселок Утулик. Пока ехали на базу, он рассказал нам о Кругобайкальской железной дороге, которая начинается в Слюдянке. Мосты и тоннели встроены в скалы. По преданиям их своды иногда скреплялись яичным белком: В 1902 году не было возможности вовремя подвозить цемент. Поезда ходили по этим рельсам с 1905 по 1956 гг. Сейчас путешествие по КБЖД — красивый туристический маршрут вдоль Байкала, не имеющий аналогов в мире.

И вот мы приезжаем на место — на базу «Байкал» рядом с поселком Утулик. Восьмой год подряд в июле на берегах Байкала совершаются разнообразные трансформации под эгидой Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ). В 2015 году Декадник называется «Связь времен, путешествие во времени». Целыми днями психотерапевты делятся друг с другом и с желающими своими методиками. Утро начинается с медитаций на берегу озера. В этом году их проводит И. Византийская — врач, психолог, тренер ОППЛ из Братска. В первый вечер Ирина помогает всем присутствующим прикоснуться к таинству приветствия духов Байкала. Это традиционный обряд Восточной Сибири, Монголии и Алтая. Красоту места и народного обычая дополняют рассказы коллеги о ее опыте жизни и работы на священной земле. Поздней ночью зеленое светящееся сердце поднимается над Байкалом, унося с собой наши тяготы и сомнения.

Ирина и ее муж Геннадий Самарин — старожилы Декадника. Эта семейная пара из Братска — коллеги, работающие с техниками телесно-ориентированной терапии. «Комплексная терапия неврозов», так называется семинар Геннадия Самарина. Авторский метод лечения мануальными техниками использует принципы семейной, когнитивно-поведенческой, мануальной и суггестивной психотерапии.

Ирина Византийская увлекает участников тренингом «Танцы с проблемами». «Метафора — язык эмоций, снов, тела. Тренинг основан на синтезе восточной энергетической модели человека и западного научного подхода. «В процессе тренинга восстанавливается баланс осанки, мироощущения, энергии и, как результат,   решаются большие и маленькие  проблемы», так описывает свою методику в программе Декадника эта женщина — врач, психолог, действительный член ОППЛ.

Из Москвы впервые на Декадник приезжает Е. Максимова — психолог, коррекционный педагог «Центра лечебной педагогики». Елена Максимова с удовольствием принимает желтую майку с эмблемами ОППЛ и ЕАП, и включается в тренерский процесс. Ее семинар называется «Со-творение». Это авторская методика, которая «используется для индивидуальной и групповой телесно-ориентированной терапии. Кроме того, для простраивания детско-родительских отношений, внутри семейного общения, для объединения людей в рабочие группы — через работу с телом», так описывает коллега свою работу. На семинарах Елены Владимировны было максимальное количество слушателей.

Удивительно теплыми и самобытными показались мне семинары В. Шмакова — психотерапевта Единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП). Этот тренер привез из Челябинска несколько авторских программ. Среди них «Огнехождение» и «Випасана». На семинаре Вадима Шмакова «Профилактика профессионального выгорания» я ощущаю себя частью большой семьи профессионалов. Здесь можно поговорить о том, где найти ресурсы восстановления, пошутить или в шутку посоревноваться с коллегой. Телесные практики чередуются с глубокими наблюдениями ведущего. Его семинар завершается простым упражнением. У каждой из маленьких групп участников появляется «свой» язык. В движении коллеги находят возможность договориться со случайным попутчиком, не потеряв своей идентичности.

Особый интерес взрослых и детей вызывает тренинг «Психокинетические возможности дыхания (Ложки)» Вадима Шмакова. Дыхательные практики, концентрация и расслабление, авторские секреты мастера позволяют нам за считанные секунды скрутить стальную ложку в дуги и спирали. Спасибо за такой подарок, коллега!

Смех и возгласы доносятся из зала, где работают молодые сибирские тренеры. Тимофей Акаев собирает вокруг себя «психологов, желающих заработать 100 тысяч рублей». Мы рисуем схемы и разрабатываем планы в лучших традициях коучинга. Тренинг «только для женщин» также представляет Забайкалье. Иван Фурцев, председатель Забайкальского отделения ОППЛ из Читы, возглавляет психологическую игру «Мафия». А утром он же делится опытом работы клинического психолога в чрезвычайных ситуациях. Иван Фурцев — один из организаторов нынешнего «Объединенного байкальского декадника».

С утра до позднего вечера находятся в движении бессменные организаторы этого большого события — Е. Романенко и А. Найденов из Иркутска. Встретить и накормить пятьдесят приезжающих со всей России участников, организовать транспорт, помещения для занятий и проживания, угодить желающим посмотреть окрестности под силу только профессионалам.

Евгения Романенко — психотерапевт, гомеопат, тренер, председатель Восточно-Сибирского отделения ОППЛ — успевает проводить семинар «Гомотоксикологическое коррекция невротических расстройств». Многих слушателей привлекает возможность избавиться от гомотоксинов естественными способами.

Андрей Найденов — консультант по бизнесу — представляет на Декаднике тренинг «Продвижение услуг психолога через организацию клубов». Ведущий реальными примерами из личной практики описывает содержание и технологию деятельности обучающих клубов, темы групповых тренингов и индивидуальных консультаций.

Между лекциями и тренингами мы ездим по окрестностям. Вместе с семьей психотерапевта из Москвы Бориса Копировского поднимаемся на 900 м над Байкалом. С горы Соболиная открывается чудесная панорама озера, поселков и КБЖД. Едим морошку и омуля. Пробираемся пять километров по камням реки Утулик к водопаду.

По старой традиции Декадников погружение в секреты мастерства эффективнее всего происходит во время ночных марафонов. В этом году ночной марафон проводил Алексей Джурук. И мы осваиваем навыки работы в программах коррекции веса. А. Джурук — врач-психотерапевт, тренер ОППЛ из Иркутска — делится также своим опытом работы в технике эриксоновского гипноза. Он удивительный рассказчик. Ему удается очень просто и весело убеждать участников «переварить» знания и применить их к себе. Даже моя дочка ходит за этим тренером Декадника по пятам и спрашивает: «Неужели можно есть все, что хочешь?!». И кормит булкой Тора — овчарку Алексея.

Тору на Байкальском Декаднике-2015 вручили грамоту как «лучшему воспитателю детской группы». Юные участники этого события никогда не остаются без внимания психологов. Родители обучаются, а дети рисуют, играют с тренерами (на четверых детишек — двое взрослых и собака), кормят косулю и лошадей. Да, да, лошади пасутся прямо на лугу базы, где проводится семинар. А на рассвете мы видим их берегу Байкала. Это завораживающее зрелище: прозрачная вода, горы Хамар-Дабана и лошади с жеребенком.

Важной частью работы на Декадниках остается супервизионная группа. Вы знаете, что психотерапевты все время учатся? Мы советуемся с коллегами в сложных случаях, изменяя имя и биографию клиента для соблюдения конфиденциальности. На супервизию ходит каждый уважающий себя врач и психолог. Супервизионная группа на Декаднике дает специалистам возможность получить профессиональную поддержку и сохранить себя здоровым.

«Народ, не помнящий своего  прошлого,  не имеет и будущего» — напоминает нам программа Декадника ОППЛ на Байкале. Идею связи времен продолжает тренинг «Океан» вдохновителя и бессменного участника Декадников знаменитого психотерапевта из Москвы, заведующего кафедрой психотерапии РМАПО, профессора В. В. Макарова. Первая часть тренинга проходит в зале. Авторский синтез психологических методов Запада и духовных практик Востока включает сеанс регрессивного гипноза. Несмотря на холодный вечер, к окончанию практики я чувствую себя комфортно и могу отдаться течению времени. И получаю подарок «из прошлого». Я вдруг понимаю, что моя связь с поколениями железнодорожной медициной имеет более длинную протяженность, чем я помнила об этом до поездки на Байкал.

Вторая часть тренинга «Океан» проходит у подножия Восточных Саян — на территории буддийского дацана в Тункинском Национальном парке. С почтением мы наблюдаем традиционный уклад жизни бурятских буддистов. Величественные горы и запахи цветущего луга помогают участникам обнаружить свои собственные внутренние «места силы». После медитации мы все поднимаемся к водопаду Аршана, купаемся в минеральном источнике поселка Жемчуг. Едим бурятские буузы и клубнику. А поздним вечером клянемся друг другу в вечной любви и обещаем вернуться на Байкал.

Тесное переплетение маршрутов внешних и внутренних путешествий — изюминка Декадников Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Традиционные и новые пути, открытые Президентом Лиги профессором Виктором Викторовичем Макаровым во времена существования СССР, находят новое прочтение и поддерживаются в должном состоянии кругом единомышленников. Мы привозим в свои города не только накопительные сертификаты повышения квалификации, дающие право работать в Европе. После таких встреч психотерапевтов разных направлений и разного возраста, мы все получаем возможность ощутить: наше время принадлежит нам.

По пути домой сбывается мечта дочки: поговорить о Китае с коренными жителями страны. Девочки-попутчицы общаются и играют в английское лото. Мы видим из окна поезда Новосибирск, где 25 лет назад подростком я сажала кедры вместе с юнкорами «Пионерской правды». И рассуждаем о том, что во время путешествия в Сибирь расстояние измеряется не километрами, а часами и встречами. Разница между Иркутском и Нижним Новгородом — пять часов. Мы наблюдаем, как удлиняется световой день. Поздней ночью мы соглашаемся друг с другом: судьба дарит путешественникам на Байкал эти пять часов. Пять часов жизни.

 

Фото автора