Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Объединение нового типа профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологииОбщероссийская профессиональная психотерапевтическая лига
Профессиональная психотерапевтическая лига предлагает межрегиональный образовательный проект по групповой психоаналитической психотерапии, соответствующий стандарту обучения Европейской Ассоциации Психотерапевтов (EAP).
Групповая психоаналитическая психотерапия (групповой анализ, групп-анализ).
Определение. Групповой психоанализ (групповой анализ, групп-анализ) представляет собой разновидность психоаналитической психотерапии. Исследование психики и лечебное воздействие осуществляются как за счет применения психоаналитического метода свободных ассоциаций, так и благодаря непосредственному взаимодействию участников группы между собой (свободные интеракции), а также специфической групповой динамики. Теоретической базой групп-анализа является психоанализ, включая психоаналитическую теорию групп; последняя учитывает отдельные положения классической теории групповой динамики, однако в силу значительного числа специфических отличий является самостоятельной научной системой и составляет отдельное направление современного психоанализа.
Сущность метода. Группа представляет собой отдельный, дополнительный — по отношению к действующим в индивидуальном анализе свободным ассоциациям, переносу и их интерпретациям — инструмент исследования бессознательного индивида и осуществляемой на этой основе психологической коррекции. Задачи терапии совпадают с таковыми в «классическом» психоаналитическом методе — развитие и изменение личности с устранением психопатологических расстройств. Однако группа в целом рассматривается в группанализе как особый предмет изучения, как отдельный субъект психотерапевтического процесса. Поэтому групп-анализ служит не только методом лечения пациентов, но и может выступать средством коррекции групповых взаимодействий — в семейной психотерапии, коучинге, консультировании производственных и социальных конфликтов и т.п.
Сознательное поведение в группе регламентирует правилами, тождественными с классическими психоаналитическими. Свободно плавающие ассоциации участников группы образуют «ассоциативную сеть». На предсознательном и бессознательном уровнях группа невольно уподобляется семье, в которой устанавливаются характерные отношения зависимости, борьбы, образуются дружественные и враждующие союзы. Как правило, на начальных стадиях динамики наблюдаются признаки идеализации ведущего группы, затем — соперничество с ним и, наконец, происходит достижение компромисса за счет установления новых групповых отношений (подобно рабочему альянсу индивидуального анализа). При этом в такой сети просматривается общая регрессивная проблематика участников, отражающая «основную бессознательную матрицу» группы (Фулкес, 1974).
Теория. Основателем группанализа является Зигмунд Генри Фулкес (S.H.Foulkes), опубликовавший первый труд по данному направлению психотерапии в 1948 г. (“IntroductiontoGroupAnalyticPsychotherapy”). Помимо Фулкеса, наиболее значительный вклад в развитие направления внесли У.Р.Бион (W.R.Bion), В.Шиндлер (W.Schindler) и ряд других ученых. По мнению P. Kutter (1989), теоретические модели группанализа можно подразделить на «слойные» и «процессуальные». Большинство слойных опираются на топографическую модель личности З.Фрейда. Групповой процесс протекает на нескольких одновременно существующих уровнях, первый из которых — межличностный или групп-динамический, включающий в себя обычные и достаточно поверхностные отношения между участниками группового сеанса. На втором уровне, как бы соответствующем пред — и бессознательному слоям психики, протекают процессы, связанные с Эдиповым комплексом. На третьем, наиболее глубоком уровне происходит оживление нарциссических и оральных конфликтов, характерных для ранних отношений матери и ребенка. В соответствии с преобладанием в групповой динамике того или иного стереотипов отношений подразделяются и сами группы.
Процессуальные модели во главу угла ставят стадии группового процесса. Так, согласно наблюдениям W.G.Bennis & H.A.Shepard (1956), существуют две основные стадии этого процесса: зависимости, в частности, от терапевта, характеризующаяся скованностью участников, и независимости, в течение которой начинают проявляться межличностные отношения. Независимо от ориентации на ту или иную модель в группанализе подчеркивается значение сексуальных и агрессивных стереотипов отношений, скрывающихся за внешним поведением участников группы.
Показания к применению группового анализа. Данный вид психоаналитической психотерапии наиболее целесообразен к применению тогда, когда значительная часть глубинных внутриличностных конфликтов индивида проявляются в его межличностных отношениях. В настоящее время накоплено множество данных, свидетельствующих о положительном эффекте сочетания индивидуального и группового форматов в психодинамической психотерапии пациентов. Кроме того, элементы групповой психоаналитической психотерапии могут с успехом применяться в психологическом консультировании коллективов.
Эффективность. Метод реально стимулирует поиск прогрессивной замены патологических защит, работающих на сохранение «статус-кво» психопатологической симптоматики, ее динамику. Он проясняет существующие искажения и несоответствия в интрапсихической сфере, предлагает моделирование более зрелых отношений с ближайшим окружением при четком осознании конкуренции желаемого и допустимого внутри себя. Кроме того, использование группаналитического метода эффективно в плане создания для пациентов важных жизненных перспектив, поиска путей к освоению нового опыта.
Процесс коммуникации в группе двигает участников от обмена скрытыми непонятными переживаниями, передаваемыми симптомами и паттернами невротического поведения, к разделяемой, ясной, понятной коммуникации. Это приводит к большей свободе участников, которая выражается как признаками творческого развития группы, так и в процессах индивидуального роста и изменения.
При этом значение психоаналитического подхода и группового, в частности, значительно шире его сугубо утилитарного назначения — он существенно расширяет возможности использования других форм и методов психотерапии. Без применения ряда психоаналитических принципов и понятий невозможно полноценное исследование и корректное описание психотерапевтического процесса в целом. Так, в настоящее время не только психоаналитики, но и представители многих других психотерапевтических направлений используют представления о переносе, контрпереносе, сопротивлении, психологических защитах и т.д. Многие положения группанализа (в частности «групповая бессознательная матрица») прочно вошли в современную постмодернистскую культуру психотерапии.
Цель курса — приобретение опыта личной терапии в психоаналитической группе; изучение теории и методов группового анализа; подготовка специалистов самостоятельно применять методы группового анализа в работе с группами.
Обучающая программа рассчитана на 5 лет и состоит из:
(Сессия 90 минут — это два академических часа)
Группы личной терапии (самопознания) проводятся три раза в год в формате интенсивных циклов по 20академических часов (10полуторачасовых сессий в течение трех дней).
Супервизия и теоретическое обучение участников проекта происходит в течение всего года дважды в месяц. Пропущенные занятия группового самопознания, теории и супервизии должны быть восполнены.
После каждой сессии участники получают именные сертификаты.
Группаналитики, преподаватели и супервизоры проекта:
Психоаналитическая работа в группе
Основы теории Биона
Основы теории Фукса
Центральные концепции группового анализа
Основные психоаналитические концепции в групповой терапии
Специфические феномены в группе и совладание с ними
Ключевые концепции определяющие метод:
Терапевтическое действие в групповом анализе (терапия группой):
Области применения группового анализа и целевые группы
Набор в группу осуществляется после индивидуального собеседования
Обращайтесь:
Шадрин Виктор Николаевич
, +7 (913) 917-60-13
Членство в Лиге: